Вольная экранизация короткого рассказа Клайва Баркера, в которой любопытный фотограф каждую ночь спускается в подземку для того, чтобы выследить и — по возможности — отснять на пленку мясника-психопата.«Путевой обходчик»
Отменный писатель, а заодно и культовый режиссер Клайв Баркер когда-то наделал немало шуму экранизацией своей же новеллы, повествующей о дьявольском «кубике Рубика», который приоткрыл своим владельцам адские врата. Естественно, легендарный «Восставший из Ада», вышедший на экраны лет двадцать назад, — ныне не только бессмертная классика, но и очередной повод изготовить еще один ремейк. Собственно, пока братья Вайнштейн размышляют, кому же отдать заветное место в режиссерском кресле, на немногочисленные экраны тихо и вкрадчиво вышел «Полуночный экспресс» из цикла «Книги крови».
В принципе, фабула истории баркеровского рассказа «Полуночный поезд с мясом» сама по себе достойна увесистой городской легенды, которой можно было бы пугать маленьких детей, заезжих провинциалов и неисчислимых бомжей. Как-никак, а серийный маньяк выискивает своих жертв в самом центре мегаполиса — в метро. Впрочем, российскому зрителю изрядно пощекотать себе нервы вряд ли удастся лишь по одной единственной причине: иная ментальность. Фактурный и по-своему очаровательный громила Винни Джонс, чей взгляд исподлобья должен бросать в нервную дрожь, — все-таки цветочки по сравнению с давкой во время часов пик, футбольными болельщиками в вагоне и прочими неприятными сюрпризами, которые может преподнести столичная подземка.
Режиссер, исследуя своей циничной картиной, размытые границы между банальным репортерским любопытством и непосредственным вторжением в личное пространство, немногословно попытался преподнести урок каждому из персонажей фильма, и зрителю в том числе. Вполне вероятно, что ему бы это удалось, но как-то не повезло со сценарием, в котором временные просветы присутствуют лишь фрагментарно. Временами, к примеру, главного героя сопоставляют с фотографом из «Фотоувеличения» Антониони, что смело и любопытно. Однако, по большей степени, в сюжете возникают серьезные и, в общем-то, непростительные помутнения, где типично баркеровский ад на земле осматривается поверхностно, ограничиваясь одним логичным помешательством и несколькими умозаключениями, в которых человек предстает куском мяса.
Когда история окончательно теряет осмысленность, характеры и нить повествования, картина, изобилующая анатомическими подробностями, захлебывается в собственной кровище, так и не связав концы с концами. Зрителю же, окончательно смирившемуся с глупостями и нарочито притупленным инстинктом самосохранения персонажей фильма, остается смотреть фильм исключительно как на холст, в котором можно оценить по достоинству лишь краски: вот с ними все в полном порядке.
В старомодную страшилку на ночь японский режиссер самозабвенно вкладывает всего себя. Возможно поэтому, визуальное насилие «Полуночного экспресса» совершенно несравнимо с опусами Илая Рота, где, условно выражаясь, показывают процесс сотворения фарша из ладони, опущенной в мясорубку. Камера оператора Джонатана Селы (он же снимает «Макса Пейна») блестяще, что глаз не оторвать, не смакует, а концептуально фиксирует всевозможные ампутации, изысканно облетает забрызганный багровой кровью поезд и фокусируется на мельчайших деталях одежды.
В одном эпизоде пуля проходит до боли знакомую траекторию через череп, демонстрируя наличие мозгов, и это не единственная сцена, после которой возникает странное ощущение, будто бы этот олдскульный хоррор вышел из-под пера Тимура Бекмамбетова. Рюхэй Китамура, конечно же, местами лихо эстетствует на тему плоти и крови, поэтично похрустывая костями. Проблема лишь в том, что новоиспеченный визионер, экранизируя нетривиальную прозу Баркера, претендовал на совершенно другую планку качества. Ну а так, японский режиссер если и не напугал, то уж точно изумил: столь гипнотически притягательной и завораживающей заурядности не было давненько.
// Настоящее кино