![]() |
|
|
![]() |
Рецензия на «Юрьев день»автор Анатолий Ющенко | 24.09.2008Сюжет: Ее зовут Любовь. У нее есть многое: талант, богатство, мировая слава. Еще у нее есть сын, и есть малая родина — забытое
«Астенический синдром» Кирилл Серебренников, ругать которого сейчас особенно модно, лишний раз подтвердил, что он из тех режиссеров, чье творчество можно либо безоговорочно принимать, либо так же безоговорочно отторгать. Его дебютное «Изображая жертву», в котором автор дерзко излагал публике, в какое место катится наша страна, тоже было воспринято зрителем неоднозначно. Одни видели лишь провокацию в форме анекдота, другие — очевидное пренебрежение кинематографическими рамками, еще кто-то — театрализованную чернуху. Впрочем, равнодушным уж точно никто не остался. Аналогичная ситуация и с «Юрьевым днем»: картина с явными признаками гениальности вызывает у критиков омерзение, а у зрителя — состояние ступора. Открывается лента заснеженными пейзажами российской глубинки, куда с сугубо ностальгическими целями отправляется героиня Ксении Раппопорт со своим сыном. Она — оперная певица, которая любит Чехова и умеет разглядеть культурные ценности в захудалой провинции. Он — типичный раздраженный тинэйджер, который не видит никакой жизни за МКАДом, но покупает резиновые сапоги для так называемого look’a. В итоге, как и следовало ожидать, мальчик растворится в воздухе российском, а его мать за время поисков пройдет все круги ада. Первый час «Юрьев день» раздражает зрителя своей многозначительностью, ибо каждый кадр — отдельное слово. Оконные рамы визуально собираются в кресты, дешевая краска для волос отливает багрово-кровавыми оттенками, а слепящая белизна снежных сугробов контрастирует с тьмой в человеческих душах. Отмечая для себя уйму подтекстов, намеков и прямых заимствований, в размытых символиках быстро теряешься и не успеваешь выявить их конкретного смысла. Впрочем, вопреки гнетущему мистицизму событий, смеяться над происходящим на экране начинаешь довольно быстро. Вероятно, это единственная реакция, спасающая зрителя от возможного временного помешательства. Юрьев день на Руси был днем, когда крепостные крестьяне могли менять одного хозяина на другого. У Серебренникова этот день — своеобразный кульбит в жизни у героини Раппопорт. День перемены участи, судьбы если угодно. Разумеется, можно вывезти девушку из провинции, однако не факт, что вывезешь провинцию из девушки. Так и главная героиня, оказавшись наглядным доказательством поговорки, не растворяется как сын, но все же, постепенно сливается с воздухом жутковатого городка Юрьева-Польского. Серебренников, сыгравший непростой сценарий Юрия Арабова стройно, как органную музыку, не ударяется в смакование деталей исхудавшего быта. Провинция в фильме — запределье, в котором останавливается время. Если временами и кажется, что режиссер снимает типично-экспортное кино про адские условия, то к финалу все предрассудки улетучиваются. Режиссер выруливает на территорию деликатной религиозной притчи об обнищании души. И тогда только невнимательный может упрекнуть авторов картины в клевете, ибо наша страна представляется в картине вовсе не чистилищем, облицованном в фасаде маленького городка. Россия отражается в заплаканных глазах божественной красоты актрисы Ксении Раппопорт. Именно она и сыграла страну, которая аналогично теряет детей — одного за другим, собственный голос и душу. В итоге, лишившись всего, и встав на колени, она обретет главное — веру. И этот логичный ход, кажущийся таким предсказуемым, на самом деле — единственный из возможных. Соблюдая все законы, при соблюдении которых драма приближается к трагедии, авторы картины растворяют в фильме и зрителя. С показа выходишь с подкошенными ногами, словно и не кино это было вовсе, что отчасти, правда. Серебренников заставил зрителя не смотреть, а поглощать. Лента как тяжелый, но, все же, культурный опыт. Как результат, «Юрьев день» походит на пребывание в комнате кривых зеркал, в которой не ты смотришь на искаженное отражение, а оно в тебя. Ощущение, честно говоря, не из приятных. ![]()
читать также: все новости о фильме Юрьев день
| |||||||||||
7 комментариев
![]() Ох, какая "вкусная", интригующая рецензия. Спасибо. Непременно будем смотреть. ![]() Спасибо за отличную рецензию. Жаль, что в наше м захолустье никак не доходят подобного рода картины. Но Серебрянников своим "Изображая жертву" стал для меня чуть ли не иконой современного отечественного кинематографа. Буду искать где посмотреть. Еще раз спасибо. ![]() Конечно, когда жителям большого города кто-то напоминает, что не все живут также сладко зажиточно как они и не все так счастливы потреблять как они - это ощущения не из приятных. ![]() В восторге от фильма! Подтекстов и смыслов и правда уйма, настолько богатый фильм в смысле культурного контекста, тут и Рахманинов, и Солженицын, и золотые волосы местных жительниц, намекающих, на золотые волосы мадонн с полотен эпохи Возрождения, столько много возникает мыслей о подвижничестве, ответственности перед Богом и людьми за талант и истинном предназначении этого таланта. Лучшие традиции русской литературы - и " Отец Сергий" Толстого, и "Неупиваемая чаша" Шмелёва, и каторга и страдание Достоевского. И в то же время в фильме есть не просто путь к вере, но также сам фильм несёт надежду на возрождение. ![]() Вы совершенно правы! Это прекрасный фильм! Его обсуждение в передаче А. Гордона заставило меня разочароваться в некоторых представителях отечественной культуры. Именно там были сказаны и очень тонкие суждения о цитатности фильма (Тарковский, "Тема" Г. Панфилова...) Никогда не забуду, как беспощаден Панфилов к нашей "образованщине", банальной и пафосной. Сколько света в "Теме"! "Юрьев день", как я понимаю, фильм о том, как легко мы отождествляем свой житейский опыт с жизнью. Как страшно погрузиться в поток "не твоей" жизни! Но любая жизнь - испытывает нас и утешает. И нет, очень верно сказал Гордон, дороги, которая не вела бы к Храму. ![]() Фильм замечательный. И не развлекательный. Мне представилось, что его тема - страдание как сама жизнь, потому, что жить приходится в царстве тьмы и зла. Это всегда было частью и христианства и, особенно, православия, т.е., в общем, русскости. И в фильме страдание не эпизод подперчивающий хэппиэнд, а само содержание. Дуэт двух главных героинь в этом страдании - просто шедевр. Создателю фильма пришлось несколько искуственно(это всё-же искусство а не документалистика)усилить уровень страдания главной героини и тем, что она из состоятельных и благополучных, и что горе - пропажа сына - самое ужасное для матери, но сталкивает он её с теми (Таня, в перую очередь) для кого страдание - это само повседневное существование. Именно поэтому и судьба сына - не часть этой вещи. И по ходу фильма я ждал, что, неужели фильм завершится проповедью страдания вообще, или вдруг поворотом типа Ревизора? Но, автор фильма всё-же, мне показалось, проявил себя больше мастером-художником с замечательным чутьём, чем философом, и потому конец фильма, по моему, оказался не точкой, а запятой.
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |