Жак Мерин — великий французский гангстер. Его боготворил народ, им восхищались женщины, а власти считали «врагом государства номер один». Его лихие «подвиги» и многочисленные побеги из тюрем, умопомрачительные любовные романы, феерические приключения и исключительно циничное, но по-галльски остроумное многолетнее издевательство над полицией — все это ныне превратилось для французов в подлинный народный эпос.«Поймай меня, если сможешь»
Заключительную часть хроники похождений харизматичного гангстера Мерина ждали не слишком долго, но действительно с нетерпением. Особенно подогревал интерес зрителя сам Жан-Франсуа Рише, непрестанно делившийся с прессой интригующими впечатлениями о проделанной работе. Многочисленные интервью, в которых режиссер клятвенно обещал вырисовать на экране тончайший психологический портрет великого бунтаря в обложке напряженного триллера, настраивали публику на нечто выдающееся.
К сожалению, ожидания оправдались лишь отчасти. Фильм, являясь в большей степени явным довеском к предыдущей серии, всеми силами пытается произвести впечатление кино самостоятельного. Возможно поэтому, былой формальный эклектизм сменился абсолютной стилевой ровностью, а брутальная жестокость – не всегда уместными лирическими отступлениями. Впрочем, и в этот раз не обошлось без сюрпризов, добросовестно побуждающих зрителя досмотреть историю, финал которой прекрасно известен каждому, кто смотрел первую часть.
Во-первых, Рише снял классический байопик с совершенно неожиданных ракурсов. Получилось так, что трагифарсовый «Враг государства», как глупо бы это и не звучало, оказался скроенным по лекалам примитивной, но в данном случае эффектной анимации. Жак Мерин в сиквеле – не столь криминальная легенда, сколь эдакий Багс Банни, остро отпускающий смешные шутки, и ловко увиливающий от глуповатой жандармерии. Во-вторых, мультипликационная природа отношений персонажей ленты на удивление грамотно сбалансирована колоритными актерскими работами.
Из явных недостатков лишь то, что ни первого, ни второго для целостного восприятия ленты не хватает. Венсан Кассель, разумеется, бесконечно обаятельный актер, и невооруженным глазом видно, что эта роль его полностью поглотила. Он ослепительно перевоплощается в непростом образе как внешне, так и внутренне. Однако сказать больше, чем заложено сценарием ему не удается. Еще бы, на практически два часа хронометража приходится всего-навсего минут десять на внутренний мир и мотивацию поступков Мерина. Все остальное – динамичная игра в кошки-мышки в декорациях качественной стилизации и только. Разумеется, ни в коем случае нельзя сказать, что это неправильно. Фильм грамотно выдержан в жанре сочного и неумного боевика, однако, непосредственно наличие самого продолжения сулило зрителю намного больше.
Собственно, так что же мы узнали о Жаке Мерине? Оказалось, что никакой он не революционер, каким хотел предстать перед восхищенной и напуганной публикой. Неглупые мысли, которыми руководствовался прославленный бандит, поддавались в его хаотичном сознании такой трансформации, что о разумности тех или иных поступков рассуждать как-то стыдно. Двигало Мерина в первую очередь излишне высокое самомнение, подтверждающееся в картине немотивированными истериками по поводу смещения в индексе популярности и новостной ленте. Собственно, и единственное, что может помочь понять Мерина – это его абсолютная неприспособленность к жизни в социуме.
В итоге, фильм обрамляет логичный, но довольно разочаровывающий финал, где окровавленную красавицу Людивин Санье вытаскивают из расстрелянного автомобиля, а она, сжимая в руках нашпигованного свинцом пуделя, истошно вопит: «Они убили мою собачку». Камера неистово изучает скорбную и израненную фигуру гангстера Мерина. И как результат, собачку жалко, а его нет. Легенда, говорите? Ну-ну…
// Настоящее кино