Мольбы матери о возвращении домой похищенного ребенка целым и невредимым были услышаны, но вскоре женщина начинает подозревать, что ей вернули чужого сына.«Благословите женщину»
В первую очередь новая картина Клинта Иствуда — идеальный подарок тому, кто ходит в кино не столько за зрелищем, сколько ради эстетического удовольствия. Лента открывается потрясающе визуализированной панорамой Города Ангелов, которая словно сошла с дорогих коллекционных открыток. Одних этих кадров достаточно, чтобы просидеть с открытым ртом до конца сеанса. А сидеть придется долго, практически два с половиной часа — о чем по мере просмотра ничуть не жалеешь.
Удивительное в фильме — это то, как каждый эпизод неспешного и гармонично целостного произведения наполняется авторами не красотой даже, а какой-то совершенно сражающей наповал фактурностью композиции. Причем кино, будучи масштабным и многозначительным одновременно, ни разу не вызывает впечатления очередного ремесленнического упражнения в стилистике. Безупречно детализованное ретро в «Подмене» оживает и наполняется красками благодаря немыслимой метафорической тонкости кадра. Диву даешься, когда в бесконечных перестрелках проникновенными взглядами глаза говорят за персонажей намного больше, чем те сами готовы сказать. Удивляешься и поразительно выверенной сюжетной линии, держащей в напряжении до самого финала.
Конечно же, Иствуд осмысленно после «Малышки на миллион» возвращается к изображению многосложного портрета сильной женщины, которая, несмотря на внешнюю хрупкость, наделена небывалым мужеством. Оживший на экране персонаж матери-одиночки Кристин Коллинз — прообраз реально существовавшей в 20-е годы личности, на изучение которой сценарист потратил год, педантично разбираясь в путаных записях городского архива. И картина дает возможность поразмыслить не только по поводу феминизма, но и на тему образцовой демократизации общества, где даже одна такая женщина способна породить борьбу с коррупцией и одержать зрелищную победу.
Иствуд, являясь главным преемником классических кинематографических традиций, остался одним из немногих режиссеров, кто способен наделить жизнью любой жанровый эксперимент. Этот живой классик, кстати, обладая уже двумя позолоченными статуэтками за режиссуру, в последнее время как-то удивительно планомерно и неспешно снимает свои безукоризненные шедевры. И в «Подмене» мэтру вновь довелось вплотную приблизиться к абсолютизированию кино как высокого искусства.
Что немаловажно, в этом завистном рвении ему не помешала даже Анджелина Жоли с грацией фарфоровой куклы. В картине она отвечает за божественную красоту, мятущуюся в бескомпромиссном в своей жестокости мире властных мужчин. Таланта актрисы хватило как на убедительное раскрытие зрителю непростого характера героической матери, так и на органичное присутствие в истории, скроенной в антураже 30-х годов прошлого столетия. Оказалось, что для того, чтобы Жоли не выглядела на экране бездушной декорацией, режиссерам необходимо следовать одному лишь простейшему правилу — предоставлять ей немного пространства, в котором ее дозированное присутствие не будет перенасыщать зрителя.
И там, будучи практически второстепенной, она скромно раскроется с изяществом, за которое и «Оскар» вручать не стыдно. До Иствуда это понял, кажется, лишь один режиссер — Джеймс Мэнголд в «Прерванной жизни». Плодотворный результат того сотрудничества помнится до сих пор. Кстати, о наградах киноакадемии в картине неслучайно вспоминается ближе к финалу. Героиню Жоли настойчиво зовут послушать прямую радиотрансляцию церемонии, и та, застенчиво потупив глазки, обещает обязательно прийти. Удача, желаемая ею бессмертному шедевру Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью», в фильме материализовалась в пять позолоченных статуэток. Что случится с «Подменой» в 2009 году — вопрос куда более сложный и, в общем-то, вряд ли прогнозируемый. Собственно, ждать не так уж и много. Осталось запастись терпением, а все остальное — дело случая.
// Настоящее кино