Маленькая девочка попадает в другой мир, скрытый за секретной дверцей. Этот мир — ее альтернативная жизнь, которая не перестает ее радовать, все здесь хорошо, но до поры до времени. Однажды она понимает, что ее настоящим родителям за ее проделки угрожает смертельная опасность. Коралине придется найти выход из мира, наполненного призраками, в реальную жизнь…«Другой мир»
«Все чудесатее и чудесатее» — эта бессмертная фраза, постоянно витающая в мыслях по мере просмотра «Коралины», рискует задержаться в головах у зрителя очень надолго. Бытует мнение, что английский писатель Льюис Кэрролл страдал от очень сильных мигреней. Чтобы облегчить боль он принимал опиум, который посодействовал автору в сюрреалистических кошмарах, соткавшихся в «Алису из страны чудес». Что побудило Нила Геймана на написание «Коралины» — вопрос несложный. Из его биографии следует, что причина появления книги – не наркотики, а всего лишь пятилетняя дочь. Интересно, конечно, за какую провинность девочка заслужила эту макабрическую сказку. Хотя, разумеется, Гейман и не задумывал свое литературное творение своеобразным наказанием. По его мнению «дети читают эту книгу как приключение, и только взрослым после нее снятся кошмары». Рискнуть ради того, чтобы проверить реакцию и «цветов жизни», и себя одновременно можно в кинотеатрах, где культовый режиссер и мультипликатор Генри Селик представляет свое собственное видение хулиганской и чудаковатой «Страны кошмаров».
Кстати, в свое время «Коралину» охарактеризовали откровенно дурацкой, но очень точной формулировкой «Льюис Кэролл встречает Стивена Кинга». Экранизировать столь спорный творческий симбиоз из несовместимостей смог бы лишь тот человек, который в силах прочувствовать зыбкую грань между недозволенными фантазиями и традиционной сказкой. К счастью, Селик, поднаторевший как в кладбищенском юморе, так и в детской анимации оказался тем самым автором, сумевшим нащупать золотую середину. Сосредоточившись на долгой и кропотливой работе (съемки продолжались 18 месяцев), он умудрился породить безупречную и удивительно сбалансированную работу. Картинка здесь не живет отдельно от сюжета, а 3D не является самоцелью. В то время как кудесники из DreamWorks потчуют детей и взрослых вкусным и питательным, но фастфудом, Селик рискнул выдать на суд зрителя многослойное произведение искусства — изящную и, безусловно, перфекционистскую притчу о фальши и настоящем, истина в которой достигается посредством падения в ту самую «кроличью нору».
По ощущениям мультфильм походит не на Тима Бертона даже, сколь на поздние работы Хаяо Миядзаки: все мысли сказочно просты, но в то же время совершенно бескомпромиссны в своей идейности. Местами очень смешно, местами — не на шутку жутковато. Что ж, какая-нибудь «Красная Шапочка» тоже была весьма кровава, и даже в «Золушке» не обошлось без жестоких подробностей (мачехиным дочкам, когда они примеряли туфельку, пришлось отрезать себе пальцы на ногах). Будет в сказке и говорящий кот — не чеширский, но тоже мудрый. Будет и маленькая девочка, аналогично попадающая в другой мир, в котором трава зеленее, соседи приятнее, да и родители правильнее с точки зрения нормального детского восприятия. Вместо глаз у обитателей другого мира пуговицы, вместо улыбок — подозрительный оскал. Разумеется, сказочность окажется искаженной проекцией реальности, где многочисленные фантомы примеряют благочестивые маски с одной лишь целью: запутать, а потом растворить в собственном одиночестве. Мудрено, конечно, но все как в жизни, которая иногда так и норовит при любом удобном случае представиться мрачной сказкой авторства братьев Гримм.
Как ни странно, «Коралина» вышла не только захватывающей, интересной или страшной, но и трогательной, чего добиться режиссеру-аниматору значительно сложней. Взрослые буквально млеют при просмотре от каждого кадра. Как-никак, любая проработанная Селиком деталька живет своей собственной жизнью. Дети дошкольного возраста временами опасливо жмурятся и причитают что-то вроде: «Мама, мне страшно». Впрочем, на предложение покинуть зал - отнекиваются, набираются храбрости и продолжают следить за похождениями забавной синеволосой девчушки. Вскоре, у расходящейся из кинотеатров толпы в глазах можно прочитать грусть и неподдельное разочарование. Не от мультика, конечно, отнюдь. Подобную реакцию проще всего пояснить цитатой опять-таки из Кэролла: «Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только удивительное, и ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному».
// Настоящее кино