Двадцатилетний Дима Майков получает в подарок от отца старенькую «Волгу», обнаруживая, что его машина летает, как настоящий истребитель. Дима бесцельно парит над столичными пробками и беззаботно наслаждается полетами, пока однажды беда не заставляет его по-другому взглянуть на мир. Теперь ему предстоит встать на защиту тех, кем он дорожит, и сразиться со Злом в небе над новогодней Москвой.«Новогодний дозор»
Тимур Бекмамбетов — такой отечественный эквивалент Стивена Спилберга, одинаково успешно совмещающий режиссуру и продюсирование. Присутствие его фамилии в титрах автоматически означает знак качества, а премьера под Новый Год — избыток составляющих оливье-блокбастера. Но ведь в праздники и должно быть всего немножечко чересчур, верно? «Черная молния» в этом свете — стопроцентное кино от Bazelevs, нравится это кому-то или нет. На самом деле, тут нечему удивляться, ведь у руля ленты стоят те самые люди, которые вместе с Бекмамбетовым и создали его фирменный стиль — Александр Войтинский работал с Тимуром Нуруахитовичем на рекламе, а Дмитрий Киселев был режиссером второй группы на «Дозорах», «Иронии» и «Вонтеде».
Результат соответствует ожиданиям: не в пример Бондарчуку «копеечная» графика убедительна, как Годзилла на Манхэттене, парабола главного персонажа соответствует «Тысячеликому герою» Кэмпбелла, а рев моторов и «Стингеров» над вечерней Тверской приятно оглушает.
Вроде бы, все здорово и привычно. Так почему в адрес картины раздается критика не только от традиционной прослойки эстетствующих маргиналов, но и от тех, кому лента предназначена? А все дело в позиционировании фильма историей о первом русском супергерое. Сознание, уже свыкшееся с присутствием на экране всевозможных мстителей в латексе, не может утрамбовать в голове факт, что заокеанская выкройка не просто применима к нашим реалиям, а давным-давно прописалась в нашей поп-культуре — дядя Степа, Мальчиш-Кибальчиш, пионеры-герои — в каноны жанра все они укладываются распрекрасно. Ведь что есть супергерой по своей сути? Вершитель справедливости, вовсе необязательно обладающий сверхспособностями: вспомните Брюса Уэйна, Тони Старка или (пусть пример и не совсем верный) Комедианта.
Супергероизм, это всего лишь футляр для иных материй — от воспитания моральных ценностей до, в случае современного отечественного кинематографа, поиска национального героя — образа, который для сегодняшних тринадцатилетних станет ролевой моделью вроде Штирлица и трех мушкетеров. Не в следователя же Глухарева или Сашу Белого играть детворе, без разбору поглощающей весь снимающийся мейнстрим. «Черная молния», безусловно, далеко не конечная вариация того, кто потеснит в кумирах Джека Воробья или Спайдермена. Но это шаг в правильном направлении и что немаловажно выполненный так, что глаз от экрана не оторвать.
// Настоящее кино