«Второразрядный ужастик», - так и хочется в сердцах плюнуть, выйдя из зала. Единственное, что обнаруживаешь в голове после просмотра – красивые фразы на французском языке (фильм идет с русскими субтитрами) и кучу разочарований – по одному на каждые пятнадцать минут фильма. «Книгу Теней» бросает то в жар, то в холод: из черной комедии в драму разговорного жанра, потом в драму о жизни заключенных, оттуда в мистику и ужасы.
Директор фирмы по фамилии Каррер (Жераль Ларош) попадает в тюрьму к трем по-своему ненормальным сокамерникам: трансвеститу Маркусу, слабоумному, по прозвищу Маргаритка и бывшему профессору Лассалю. Развитие сюжет получает ближе ко второй половине фильма, когда четверка находит таинственную книгу с формулами и заклинаниями на непонятном языке. Оказывается, ее автор – серийный убийца-колдун, он был осужден на пожизненное заключение в начале прошлого века, но бесследно исчез из собственной одиночки. С тех пор никто о нем ничего не знает, а всё интеллектуальное мировое сообщество озабочено поисками его знаменитого дневника.
Многообещающая вначале интрига к концу лопается, как мыльный пузырь. Действие, перегруженное ненужными отступлениями, топчется на месте под аккомпанемент маловразумительных диалогов, из которых так и не понятно, кто за что попал в тюрьму (судя по поведению героев, им место в клинике для душевнобольных). Откуда взялся дневник тоже неизвестно, как и то, почему о нем так много знает умалишенный профессор. Если откинуть всю эту бессмыслицу и нудятину, получится обычная 60 минутная серия «Пси фактора» или «Секретных материалов».
Остается ощущение, что режиссер-дебютант в приступе радости от своего дебюта немного перестарался. «Книга теней» вышла излишне жестокой, кровавой и пустой. Кое-что в сценарии заимствовано из «Видока» Питофа. В обоих присутствуют маньяки: один убивает девственниц, другой – беременных. В «Книге теней» та же главная цель – обрести вечную молодость. Только в по-своему эстетичном «Видоке» мотивировки героев выглядят гораздо глубже, да и сюжет великолепно выстроен логически. Пожалуй, единственное, в чем эти ленты глобально схожи, утверждение – за всеми преступлениями в «серийной Европе» стоит великий Разврат. В общем, мораль вполне в духе рефлексирующего французского кино – «У каждого есть своя «грязная» тайна, которая им двигает». Если обобщить этот высказанный подругой Видока тезис, получится, что весь мир состоит из извращенцев, явных или скрытых. Очень возможно, что так оно и есть...
В жанре мистики картина не открыла ничего нового. Кое-как проснувшись к середине фильма, ожидаешь волшебства, а получаешь порцию нравоучений по поводу того, что колдовать грешно. То, что, в конце концов, все герои будут гореть в аду, воспринимается ближе к финалу уже с раздражением и презрительным смехом.
Мораль фильма: В тюрьму лучше не попадать, но уж коли так случилось, при побеге использовать собственные мозги, а не черную магию.
Еще мораль: Похоже, в тюрьме действительно лучше читать только Библию.
// Настоящее кино