Трансатлантический авиалайнер потерпел крушение и рухнул на тропический остров. Оставшимся в живых 48 пассажирам приходится привыкать к новым условиям и столкнуться с необъяснимыми и страшными загадками их пристанища.Даже собравшись с мыслями невероятно трудно точно определить момент, в который телесериал «Остаться в живых» перестал быть просто еженедельным развлечением и перерос в нечто большее. Нечто, не имеющее пока определения. Можно было бы, наверное, воспользоваться дежурным ярлыком «культ», только он изрядно поистаскался. Культ, это «Секретные материалы» или «Друзья» — набор имен, персонажей, мелодий и линейных ситуаций, а шоу Джей Джей Абрамса претендует на более серьезную ступень. Скорее, это одна весовая категория с первой «Матрицей», вносящей смуту в привычный ход вещей и конструирующей собственные законы Вселенной.
Наверняка и сами зачинщики сериала не предполагали такого результата. Нет, было, конечно же, программирование на успех, но, прокручивая в голове все шесть уже завершенных сезонов, видно, как постепенно матерела драматургия, и рядовая фантастическая драма перестраивалась в экзистенциальный монумент. Обязательно появятся и скептики, которые будут махать шапками и бубнить про унылую вторичность идей, но давайте не станем обращать внимания на умалишенных — что с них взять, кроме томика Ахматовой?
Возвращаясь к финалу — да, поначалу может показаться, что нас провели, оставив самые главные загадки без ответов. Но стоит немножечко отойти от крещендо последней серии, и кусочки паззла будут вставать на свои места сами собой. Впрочем, в этом и заключается главная дальновидность штатных сценаристов и продюсеров, мудро не давших однозначного толкования. Это как в ужасах, где едва различимое в тени чудовище пугает в сто крат сильнее щерящейся в диафрагму чупакабры. Оставив ниточки, улики, авторы не просто предложили фанатам выдать собственную трактовку сериала, они естественным образом продлили его существование в головах, диалогах и на форумах. Вспомните, как теология и конкретика свели на нет очарование той же «Матрицы» — вот вам лучший пример того, что ничего так не калечит фантазию, как яркий свет.
Джей Джей Абрамсу удалось удержать равновесие и породить Феномен. Пройдет еще пять-шесть лет, и тогдашние двадцатилетние будут завидовать нам: как мы смотрели «Лост», мучились в межсезонья и до хрипоты спорили о теориях первоначального замысла. Может быть, к тому моменту другой самородок придумает что-то, что точно также прикует нас к экранам. Но на данный момент вряд ли кто станет отрицать, что «Оставшимся в живых» удалось стать одним из самых значимых телевизионных событий. И уж точно самым важным за последние десять-пятнадцать лет.
PS. Кстати, интересно вспомнить первую крупную сюжетную утечку. Примерно треть сценарных линий все-таки осуществлена — любопытно, было ли это действительно первоначальным планом?
// Настоящее кино