Авангард в кино куда большая редкость, чем в прочих видах современного искусства. И для голливудского кинематографа подобный подход тем более невозможен – массовый зритель смотрит на картины поточного производства и двадцатый раз вникая в один и тот же сюжет в исполнении разных актеров, улыбается и радуется, как ребенок. Мир глазами Годфри Реджио совсем не так примитивен.
Авангардист Годфри Реджио начал работать в кино в 1983 году и за свою режиссерскую карьеру создал лишь шесть фильмов. Причем для подготовки к последнему на сегодняшний день творению он сделал паузу и не снимал восемь лет. Но ему не привыкать хранить обеты молчания. 14 лет свой жизни он провел в монастыре Братьев во Христе ордена Римской Католической церкви, куда поступил на службу в возрасте 14 лет.
Его фильмы – это наблюдение за жизнью. Наблюдение немного странное и обывателю слабо понятное. Нагромождение образов, имеющее собой задачу обосновать главную идею фильма, заключенную в его названии, скорее подошло бы для оформления программы «Очевидное и Невероятное», настолько разрозненными кажутся результаты его визуальной головоломки. Но в этой мозаике есть смысл.
Свой дебютный фильм Годфри Реджио снял в 1983 году. Под названием «Koyaanisqatsi» скрывается индейское выражение «Жизнь без равновесия». Эту работу он начал в 1975 и для завершения апокалипсического фильма о противостоянии городской жизни и оборудования, которое эту жизнь обеспечивает, ему потребовалось без малого восемь лет. Спустя пять лет вышла вторая картина трилогии QATSI. Помощь в создании сценария и музыку для «Powaqqatsi», равно как и для «Накойкаци» (Naqoyqatsi), написал известный современный композитор Филипп Гласс, создавший настроение своими композициями фильмам «Шоу Трумана», «Часы» и «Кэндимен». Расшифровка названия - «Жизнь есть трансформация» подтверждался новыми образами – пропаганда философии гуманного отношения к Земле, в котором планета представлялась Глобальной Деревней. Подобный подход многие критики оценили, как отсутствие новых идей и подражание собственной дебютной работе.
«Накойкаци» выступает с иным воззванием. Жизнь есть война. Но вот что удивительно, большинство военных операций – ядерные взрывы, канонада орудий, заглушенная музыкальными темами, лица политиков, вершивших собственный суд с помощью войны – ничто из этого не видится Реджио отрицательным явлением. Напротив, весь технический прогресс, разъезжающие по улицам автомобили и превращение человека в манекен для опытов на высшем уровне показаны в буквальном смысле в негативе.
Оценивать мнение художника о жизни – занятие неблагодарное. Каждый слышит, как он дышит. Это такой же авангард, как и творения Энди Уорхолла. Вот только в отличие от хулигана Уорхолла в творениях Годфри Реджио есть смысл, а не лишний повод продать свое имя за лишние 15 минут славы. В этом вся разница.
// Настоящее кино