Познакомьтесь с Оливером Тейтом, не по годам развитым юношей, с невероятно глубокими и по большей части бредовыми взглядами на мир. Оливер везде ходит с чемоданом, готов поспорить с некоторыми высказываниями Ницше, но признает, что у него было несколько интересных мыслей, внимательно изучает словарь на предмет новых слов для своего лексикона и подозревает свою мать в романе с соседом. Но в первую очередь Оливер думает о том, чтобы найти себе подружку. Здесь-то и появляется Джордана Беван.
«Свободное плавание»
Оливер Тейт — собирательный образ современного среднестатистического хипстера. Ему пятнадцать лет и он мечтательный аутсайдер с несколько затуманенным взглядом. Во время уроков юный экстраверт любит воображать свои собственные похороны, представляя скорбные лица тех, кто будет на них горько плакать. Над кроватью парня в качестве иконки висит портретик Вуди Аллена, а на его рабочем столе красуются громоздкие романы Гюнтера Грасса. После того как Оливер потеряет девственность с прекрасной одноклассницей Джорданой, вместо цветов он одарит девушку томиками Шекспира, Ницше и Сэлинджера, а потом поведет ее в кинотеатр на дрейеровские «Страсти Жанны д’Арк». Лишь только к финалу слегка обескураженная школьница не выдержит и разразится вопросом, который промучает некоторых зрителей все девяносто минут хронометража: «Оливер, ну почему же ты такой мудак?». И, наверное, более-менее взрослому человеку ответить на него будет несложно. Пятнадцать лет — это та самая точка невозврата, некий обратный отсчет, во время которого ты вынужден погрузиться на мутное дно взрослой жизни. В английском языке есть безумно красивое словосочетание «coming of age». Полнометражный дебют британца Ричарда Айоуади (Мосса из сериала The IT Сrowd) — как раз о таком пришествии. Умненький Оливер пытается собрать по частям свой привычный мир, который в одночасье разрушился, но ведет он себя как последний дурак, потому что не понимает, увы, очевидного: разбитое сердце, ровно как и сексуальная жизнь родителей, не нуждается в реконструкции — все это неотъемлемая часть того нового мира, который ему только предстоит познать.
«Субмарину» в русской прессе снисходительно поругивают, видимо, потому, что признаваться в любви к большим хитам «Санденса» — это немножечко моветон. Искать изъяны в этой неидеальной и действительно, словно напрашивающейся на критический разнос работе, тем не менее не слишком хочется. Безусловно, начинающий режиссер Айоуади (в это сложно поверить, но он сейчас экранизирует «Двойника» Достоевского) выстраивает фильм на штампах типичного инди. Здесь и минорный саундтрек от фронтмена Arctic Monkeys, и декоративное деление на главки, и все эти ужасные монтажные склейки а-ля «а сейчас мы сделаем, как у Годара, однако все это понарошку, поэтому в претенциозности нас, пожалуйста, не вините». С другой стороны, а как еще отразить внутренний мир молодых людей, наряженных в пальтишки из Topshop? Выпячивание игрушечной философии Оливера и хипстерской атрибутики — честная метафора этаких социальных панцирей, которые молодежь натягивает на себя, чтобы как-то себя обозначить. Перед тем как сбросить с себя лишний груз и отправиться в свободное плавание, главному герою таки придется ответить на вопрос про мудака. Вместо того чтобы поумничать и оправдаться, он скажет: « Я не знаю». И как-то сразу после этого и за Оливера, и за Айоуади с его «Двойником» спокойнее стало. Может, они и ведут себя как дети, но поступки их вполне себе взрослые.