Краткий экскурс в историю Японии тех лет, возможно, не слишком необходим в рассказе о ленте Ёдзи Ямада, но, в некоторой степени позволяет понять, в каком состоянии находилась страна в последние годы правления сёгуна Ёсинобу. В те дни разворачиваются события «Сумеречного самурая» - самой исторически достоверной ленты о Японии того периода. В ней нет романтики, присущей фильмам «плаща и кинжала». Здесь все натуральное, как сама жизнь. Но именно этот натурализм не позволяет картине шагнуть за пределы Японии дальше фестивальных программ. Но в своей стране «Сумеречный самурай» стал одним из самых кассовых фильмов минувшего года.
В прокате в России с 6 ноября 2003 года
Премьера 4 ноября 2003 г. Кинотеатр «Ролан»
Расписание показов на kinoafisha.net
Конец правления сёгуна клана Токугава Ёсинобу в истории Японии был тяжелым для страны. Голодные годы страны, которая за несколько веков правления сёгуната превратилась в военно-феодальное государство, повлекли за собой восстания крестьян и падение авторитета и значимости самураев в политической жизни страны. Пришедший налаживать торговые отношения с Японией американский коммандор Мэтью Пэрри не мог добиться от сёгуната Токугава открытия портов и начала международной торговли, а потому, применив силу, сам открыл несколько портов для иностранных кораблей. И хотя эти торговые отношения и не были значительными, народ был сильно возмущен вторжением с востока. Среди крестьян зрели антисёгунские настроения, которые повлекли за собой реставрацию императорской власти, что и произошло в 1868 году, когда власть Мэйдзи была восстановлена.
В те времена голод в провинциях доводил людей до того, что умерших детей не хоронили, а спускали тела по реке. В это время обнищавший самурай клана Унасака Сейбей Игути работает за мизерное жалование счетоводом и каждый день мчится домой, где его ждут двое детей и обезумевшая от старости мать. Жена его умерла от чахотки и теперь он должен присматривать за домом и зарабатывать на жизнь. Неожиданно в его жизни возникает его старая подруга из детских дней. Кажется, с Томоэ он может найти свое счастье, но нищета не позволяет ему согласиться связать свою жизнь с ней. И вот однажды его, простого, как многим казалось, служащего, призывают исполнить долг самурая – подчинившись приказу клана убить одного из противников новой власти. За это обещают повышение жалования. Но убийство уже противоречит принципам Сумеречного самурая, который от нищеты почти сравнялся с крестьянами. Он понял ценность жизни, которая для руководителей кланов, как оказалось, не так очевидна.
Всю эту сказку о сермяжной самурайской правде можно было бы рассказать чуть короче, не углубляясь в мелодраматические детали и быт обнищавшего воина, избежав тоски по драным портянкам и рассказов о тяжелой судьбе самурая. На полчасика меньше бы исконной японской медлительности и кино было бы интернациональным хитом.
Но у Ёдзи Ямада была другая цель. Показать самурая любящим отцом и верным своему долгу, традициям и чести. Без романтики поединков за счастье обездоленных, но в схватке на коротких мечах по приказу клана за лишнюю коку риса в день получки. В его интерпретации Япония оказалась странной страной. Здесь малые дети в школах изучают Конфуция, а принадлежность к самурайским кланам не афишируется. Его герои живут так, как если бы они действительно жили этой жизнью, а не показывали свое актерское мастерство перед кинокамерой. А жизнь самурая вовсе не похожа на кино, как бы ни пытались доказать обратное все создатели лент на эту тему.
В прокате в России с 6 ноября 2003 года
Премьера 4 ноября 2003 г. Кинотеатр «Ролан»
Расписание показов на kinoafisha.net
// Настоящее кино