Разница между теми, кто живет в Матрице и в Зионе (это типа Зоны такой, резервации, где отшельники собираются) только в том, что одни одеты в стильные костюмы или ведут праздную жизнь в ночных клубах, а другие в драной одежде и шкурах прозябают в глубоком подземелье. Впрочем, «Матрица. Революция» совсем не про них. Изысканный стиль и занудные разговоры, доставшиеся по наследству от первых частей «библии киберпанка», уступили место масштабному боевику, а главную роль сценарий и диалоги окончательно отдались на расправу спецэффектам.Ну что же, пора начать разговоры. А то Алиса считает, что книжка без картинок, ну, или хотя бы без разговоров – книжка неинтересная.
"Алиса в Стране Чудес". Радиопостановка О. Герасимова
Между последней «Матрицей» и Революцией, когда, согласно теории марксизма-ленинизма «низы не могут, а верхи не хотят», связь только одна – некогда спасенный мистером Андерсоном Кид, выскакивающий на трибуну перед замершей толпой повстанцев. Он, как Ленин, взгромоздясь на броневичок, под конец действа возвещает о начале новой жизни. Никаких декретов, пламенных речей и штурма ворот Зимнего. А пафосную фразу, брошенную матросом Железняком собравшимся в комнате заседателям: «Кто тут временный, слазь! Кончилось ваше время!», заменила битва титанов под дождем – Избранного Нео и расплодившегося почкованием Агента Смита.
И не осталось в Матрице стильных развевающихся плащей и эффектных ударов по морде лица ногами в полете. Разок-другой мелькнут эти классические приемы, как дань уважения былой моде, и сгинут под потоками спецэффектов. И пойдет оборона Зиона от нападения Машин; полеты на кораблях по подземных коммуникациям захваченной Машинами планеты; и схватки не на жизнь, а насмерть, под проливным искусственным дождем и пристальным наблюдением сотен тысяч ухмыляющихся звериным оскалом Агентов Смитов. Противостояние светлой и темной стороны силы.
Стиль для «Матрицы. Революции» - понятие почти забытое, но зрителя к этому успели приучить в ходе второго фильма. Теперь же разговоры между героями, нацарапанные сценаристом в перерывах между кофе, и вовсе страдают ограниченным запасом слов. Этими робкими фразами заменяют некогда существовавшую философию, а чтобы было не так заметно отсутствие смысла, пускают на экраны полчища летающих под сводами Зиона осьминогов. Эти твари чем-то напоминают Душ Шарко – глазастая сеточка, окруженная парой дюжин водопроводных шлангов – это всё, на что хватило фантазии дизайнеров.
Революция для «Матрицы» в новом понимании – это сорокамиллионные затраты на спецэффекты для одной сцены. И хотя глаз видит их почти совершенную природу, мозг отказывается воспринимать происходящее иначе, как искусную компьютерную графику. Магия кино, которая прежде вызывала в воспаленном сознании возглас «Как такое снимали!?», нынче заставляет человека думающего вопить: «Застрелите сценариста! Застрелите быстро-быстро!». Потому как диалоги могут разбудить Бога сна Морфея (его поклонники фильма привыкли называть Морфеусом), либо порадовать поклонника коротких фраз из комиксов среднего пошиба. Золотой середины достичь не удалось. Обремененная интеллектом публика начинает смеяться даже в самых драматических сценах. И иллюзия хорошей актерской игры тут ни причем. Лучше бы герои «Матрицы. Революции» вообще молчали!
Нео снова изменился. Первый фильм он баловался с мобильным телефоном и защищал свои глаза от света очками лишь изредка. В «Перезагрузке» надевал очки для того, чтобы в драке никто не заметил, что вместо него играют спецэффекты. Теперь же он и вовсе напоминает Мистера Рочестера из финальной сцены экранизации романа Шарлоты Бронте «Джен Эйр» (хотя ему больше бы подошло сравнение с Полом Муа-Дибом из «Детей Дюны» Френка Херберта). Он ищет встречи с Оракулом, и Пифия, как обычно, ничего толком не говоря, подвигает народ на поступки, которые они и без ее предсказаний успешно бы совершили. Все, что ему теперь требуется – это понять, для чего он вообще появился в Матрице. Не только ему, но и зрителям, которых терзают догадки на этот счет на протяжении четырех лет. И когда станет все понятно, а по экрану поползут титры, возникнет последний вопрос: «Стоило ли все это затевать?». Вопрос, увы, так и останется без ответа.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что «Революция» все-таки смотрится лучше «Перезагрузки». А разочарование от второй «Матрицы» в третьей части сменилось чувством послевкусия воздушной кукурузы. Все здесь взрывается, полыхает, хлопает и бумкает железной пятой роботов по площадям Зиона. Словно изначально «Матрица» и была задумана не как философское кино, а регулярный мегабюджетный pop-corn-боевик. Вот только на этапе работы над первым фильмом денег еще не было и прорехи заполняли внятным текстом и сюжетом, а теперь денег стало столько, что сюжет и сценарий уже не потребовались – было бы куда эти деньги запихнуть. Картонность персонажей можно объяснить тем, что они вовсе не люди, а программы, с ограниченным искусственным интеллектом, способные только на редкие эмоции и поразительную несообразительность – без Пифии им никак не разобраться во вселенских и житейских проблемах. И уже вполне логичным кажется в этом случае тот факт, что Нео предстал неким подобием Антивируса, созданного быть избранным для того, чтобы вылечить Матрицу от заполонившего ее злобно ухмыляющегося вируса, а заодно и избавить от мыслей о существовании иного мира, кроме настоящего, в существующем киберпространстве. Что и было задумано. Ведь, как известно, Матрица всех поимела. На этот раз уже окончательно.
В прокате в России с 5 ноября 2003 года
Премьера 5 ноября 2003 года в 17-00. Кинотеатр «Пушкинский»
Смотрите фильм «Матрица. Революция» в в Москве кинотеатрах сетей «Каро Фильм», «Империя кино» и мультиплексах сети «Формула кино»
Расписание показов на kinoafisha.net
Расписание показов «Матрица. Революция» на экране IMAX
// Настоящее кино