Главная особенность фильма – не улыбающийся Кевин Костнер. Совсем. Ну, может, немного в самом конце и уж очень вымученно. Еще одна «новинка» –
Костнер, признающийся в любви посреди огорода. Это странно, даже страшно. Мистер «Ирония», Мистер «Таинственность и утонченность», Мистер «Прозрачные говорящие глаза» канул в лету. Есть усталый, обозлившийся на весь свет старый и раздраженный Волк. Хватка у Акеллы еще крепка, да и не стар он вроде, но промахнуться уже может. Поневоле задумаешься, что с людьми делает болезненный развод…
В прокате в России с 13 ноября 2003 года
Премьера 21 октября 2003 года. Кинотеатр «Орбита»
Расписание показов на kinoafisha.net
Свободные ковбои Чарли Уэйт (Кевин Костнер) и Босс Спирмен (Роберт Дювалл) разъезжают по прериям, пасут стадо лошадей и учат суровой мужской жизни малолетнего сироту Баттона (Диего Луна). Своей демонстративно вольной жизнью они начинают сильно раздражать владельца крупного ранчо и феодала Дентона Бакстера (Майкл Гэмбон). Вспыльчивый ирландец Бакстер подкупает городского шерифа, набирает банду головорезов и начинает охотиться за Чарли и Боссом. Формально яблоком раздора послужил земельный вопрос: где и кому можно выгуливать стадо. На дворе Дикий Запад конца 19 века – земли много и она еще никому не принадлежит.
Логики в сюжете маловато, зато много красивой природы и еще больше ненужных деталей. Принцип господина А.Чехова «Если-на-стене-висит-ружье-оно-должно-непременно-выстрелить» не работает вовсе. Для чего в фильме нужна была серьезная любовная линия, если в центре несправедливо угнетаемый Бакстером город, непонятно. А если главное - отношения Чарли Уэйта и Сью Барлоу (Аннетт Беннинг), зачем тогда такая подробная интрига с шерифом и его подопечными? Длиннющие панорамы местности, во время которых, зевая, отмечаешь хорошую работу оператора и забываешь, чем окончилась предыдущая сцена, завораживают. Саундтрек вторит природе: гроза – музыка тревожная, солнце и счастливый смех сорванца Баттона – бравурные звуки. Роберт Дювалл – прекрасный актер, но верхом на лошади в его годы он смотрится как-то неоднозначно. Хотя, может, потому, что перед съемками упал с лошади и сломал шесть ребер. Аннетт Беннинг полностью в тени и за весь фильм так ее из нее и не выходит. Хотя, может, это оттого, что она просто без косметики. Самобытностью за версту несет только от обаятельного громилы Майкла Гэмбона. Вот уж кто порезвился на славу! Негодяй Дентон Бакстер получился у Гэмбона по-театральному колоритным. Есть что-то в его облике, отдаленно напоминающее Джина Хэкмена из «Непрощенного». Да и сами фильмы в чем-то похожи… Занудства, во всяком случае, в обоих хватает.
А вообще «Открытый простор» очень хорош для двух возрастных категорий: или для совсем маленьких, или для глубоко пожилых. Одним для познавания нового, другим для созерцания старого. Фильм обстоятельно рассказывает, откуда есть пошли ковбои, как они определяют погоду назавтра по приметам, откуда берут чистую одежду, как готовят суп и т.д. и т.п. Ни на грош романтики, все скрупулезно и практично. Бытовуха, одним словом.… Такая вот новая разновидность великого когда-то жанра Вестерн. Как брезгливо сказал террорист Ганс Грубер, направляя пистолет на полицейского Джона МакЛейна в «Крепком орешке»: «Что ж, похоже, на этот раз Джон Уэйн не уедет в сторону заката!»
…Костнер играет на троечку. Что, впрочем, тоже простительно, так как он весь в режиссуре. Но отчего-то создается впечатление, что актер и не хочет играть. Его хватает только на финальную сцену перестрелки – единственную в фильме, где Кевин не бродит как неприкаянный с пустыми глазами и отрешенным взглядом. Ощущение, что актер- режиссер Костнер решил уйти в прерии, как уходят в запой. И только записка на столе: «Буду не скоро. Не ждите». Впрочем, кто знает, может, побродив там, он вернется. И собственный психоанализ под названием «Открытый простор» окажется для него удачным.
В прокате в России с 13 ноября 2003 года
Премьера 21 октября 2003 года. Кинотеатр «Орбита»
Расписание показов на kinoafisha.net
// Настоящее кино