Широко развернувшееся в центре Москвы строительство новых зданий приводит к тому, что в одном из тоннелей метро между двумя станциями возникает трещина. Никто и представить себе не мог, что в результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель хлынет вода из Москва-реки, и сотни пассажиров поезда окажутся во власти надвигающегося потопа. Бешеный поток воды грозит не только обрушением тоннелей метро, но и разрушением всего города.«Осторожно, двери закрываются»
«Отечественный блокбастер» — занятный оксюморон, словосочетание ничуть не менее абсурдное, чем какие-нибудь «живые трупы» с «горячим снегом». «Метро» начинаешь смотреть, по привычке настроившись на худшее. Бдительность тем не менее теряешь уже спустя пару минут: полуголая актриса Ходченкова в прологе — если и не гарант качества, то уж точно неиссякаемый источник надежды. Хотя на многое, разумеется, и не надеешься. Так, по мелочам: хочется, чтобы оператор не ронял камеру на пол, чтобы актеры не забывали свой текст; если кусок микрофона не будет залезать в кадр, то будет совсем хорошо. Пессимистов и прочих сочувствующих, пожалуй, стоит заверить сразу: «Метро» предлагает зрителю гораздо, гораздо больше. Первые пятнадцать минут фильма — настоящая индустриальная симфония. Сложно припомнить, когда в нашем мейнстриме использовался столь разумный, осмысленный и точный монтаж. Пока еще никто не сел в злосчастный поезд, но тебе уже по-настоящему нервно. Колеса устрашающе гудят, мутная речная водица звонко капает на рельсы, москвичи и гости столицы все дружно куда-то опаздывают, набиваясь, как селедки в банку, в душный вагон метро. «Осторожно, двери закрываются» — произносит знакомый голос. Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: следующая остановка — ад.
Пройдя сквозь огонь, воду и расставленные нашими продюсерами грабли, режиссер сумел не расшибить лоб и поднабраться важного в контексте любого ремесла опыта.
Режиссер Мегердичев, ловко и умело зафиксировавший этот ад в первом российском фильме-катастрофе, кажется, не столько талант, сколько живая иллюстрация поговорки про «если долго мучиться». Пройдя сквозь огонь, воду и расставленные нашими продюсерами грабли, автор сумел не расшибить лоб и поднабраться важного в контексте любого ремесла опыта. «Метро» при всех своих достоинствах — кино не идеальное. Часть эпизодов не работает: выпяченная сентиментальная линия хорошо бы смотрелась на телеэкранах (в кино она нивелирует реализм, к которому Мегердичев, безусловно, стремится); ряд позаимствованных из голливудских сценариев сюжетных ходов также стоило оставить в монтажной — пора уже понять, на нашей почве они не приживаются и не приживутся никогда. В случае с этой картиной, впрочем, важно другое. Неуважительно хихикать над пресловутым «отечественным блокбастером» большинство из нас стало оттого, что по ту сторону экрана много лет уважением и не пахло. Зритель долгое время (и не без оснований) считался дегенератом, который послушно приносит деньги в кинокассу исключительно благодаря агрессивной рекламе по Первому. Создатели «Метро» выбрали другой вид коммуникации с аудиторией: они в кои-то веки сделали все возможное, чтобы зрителю в первую очередь понравиться. Как минимум — сняли нормальный жанровый фильм, большую часть сборов которого сделает «сарафан». В идеале именно с такими расчетами кино и должно делаться. И очень хочется верить, что картина Мегердичева — лишь «первая ласточка» грядущих удач.
// Настоящее кино