Жизнь Эмили Хоукинс пошла под откос, когда ее мужа посадили в тюрьму. Вначале девушка пытается спастись от депрессии своими силами, но их оказывается недостаточно. После неудачной попытки суицида cправиться с угнетенным состоянием героине помогает хороший манхэттенский психотерапевт и некие чудодейственные антидепрессанты, обладающие довольно странными побочными эффектами.«Женщина на грани нервного срыва»
В порядке троллинга — не иначе — перед своим обещанным уходом из большого кино Стивен Содерберг прошелся по самым безнадежным жанрам на свете: сперва по феминистскому экшну («Нокаут»), потом по чик-фликам про стринги и любовь («Супер Майк!»), теперь вот в качестве прощания со зрителем на экраны выходит старомодный фильм-перевертыш, какие даже режиссер Шьямалан ставить сегодня стесняется. «Побочный эффект» — чуть-чуть психодрама про депрессию, совсем немножко хичкоковский детектив, к финалу кино превращается в слегка эротический триллер (в котором, впрочем, как можно догадаться из фильмографии Содерберга, самое сексуальное — это монтажные склейки). За два часа времени эта трепетная лента меняет жанровые регистры столь же часто, сколь суетливые психотерапевты переназначают главной героине рецепт на антидепрессанты, однако от одного к другому автор перескакивает ловко и непринужденно, умудряясь держать руку у тебя на пульсе и не терять вплоть до самого финала ни ритма, ни чувства собственного достоинства.
Как режиссер, этой ироничной работой Содерберг, в общем-то, в очередной раз доказал очевидное: сюжет для опытного формалиста не имеет ровным счетом никакого значения. Удачный жанровый фильм на 99 процентов делает режиссура. Об этом, разумеется, тут говорит более-менее все: и музыка как никогда уместного Томаса Ньюмана, что звучит красноречивее прямой речи из сценария, и вкрадчивая содербергская камера, которая, как и раньше, словно стесняется своего звездного состава (никуда не торопясь, равнодушная оптика скользит здесь не столько по лицам, сколько по холодным поверхностям, в которых те застывают: так потерянный взгляд Руни Мары пытается пробиться сквозь ветровое стекло автомобиля; хитрые глазищи Зиты-Джонс выглядывают из-под оправы красивых дизайнерских очков; а красивое лицо Джуда Лоу то и дело отражается на глянцевой поверхности макбука). Главный враг героев «Побочного эффекта» — эмоциональность, которую каждый сдерживает, как может. Кажется, ровно тем же самым уже много лет занимался и Стивен Содерберг, к сожалению, уходящий на покой классик, чью фильмографию теперь наверняка будут покадрово изучать все будущие киноделы. Более наглядного пособия по режиссуре, чем тот же «Эффект», представить сложно.
// Настоящее кино