2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР-Канада. Валерий Харламов, забивший в том матче две шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Теперь весь мир знает его просто по номеру «17».
«Шайбу! Шайбу!»
«Вот сижу и стоп себе думаю: а не дурак ли я?» — вопрошает практически каждые пятнадцать минут симпатичный артист Козловский, исполнивший в этой спортивной драме роль легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова. «Легенда №17» отвечает на данный вопрос вполне однозначно: все великие спортсмены немножечко дурачки. Говорит об этом фильм, явно не желая никого обидеть. Да и что тут обижаться? Так уж повелось: достижение заветной цели требует от тебя не только персональных усилий, но и кристально чистой головы, обязанной вмещать в себе мысли лишь об одном-единственном — о твоей будущей победе. «Хоккей — самое дорогое, что у меня есть», — шепчет на ночь глядя главный герой своей девушке, после чего искренне изумляется тому, что красавица судорожно хватает с комода лифчик и мчится, едва сдерживая слезы, в направлении входной двери. Чтобы отдаваться спорту без остатка, Харламов в фильме поочередно — и не всегда осознанно — отказывается от любви, испытываемой к другим. Сначала приходится пожертвовать любовью к матери, которая ввиду своего пылкого темперамента выставляет сына на посмешище перед тренером и командой; потом на алтарь большого спорта отправляются отношения с девушкой, со скандалами ревнующей любимого к клюшке; а к финалу крест ставится на любви героя к самому себе (последние шайбы Харламов забивает в то время как спортивную форму пропитывает кровь из разбитого колена, которое может с минуты на минуту «разлететься» на куски).
Переиначивая биографию Валерия Харламова на свой лад, мастеровитый режиссер Лебедев сделал простое как две копейки кино — крепкую, народную, сделанную по шаблону спортивную драму, рассказывающую об очередном триумфе воли. Причины, по которым завтрашняя периодика захлебнется восторгами, в общем, легко понять и принять. В нашем кино действительно уже долгие годы — острый дефицит на героев. Сложно сказать, захочет ли среднестатистический школьник после просмотра этой картины достать коньки с антресоли, но пусть хотя бы узнает, что, кроме бандитов и топ-менеджеров, существует масса достойных профессиональных деятельностей. Крепкая лебедевская режиссура ощутимо дает сбой лишь к финалу, когда для юных патриотов начинается смешной финальный матч с похожими на обезьян канадцами, агитпроповским пафосом и зачем-то произнесенным вслух «это не просто игра, это война». В «Легенде», впрочем, достаточно хорошего, чтобы закрыть глаза на плохое. Чудно выписанный и исполненный характер тренера Тарасова, например. Глядя на совершенно блистательного тут Меньшикова в образе деспота и сатрапа, который ломает по сюжету своих ребят, чтобы потом, как из конструктора, собрать из них больших хоккеистов, лишний раз осознаешь, что за спиной любой Легенды всегда стоит команда. Отечественный кинопром за минувший год не то чтобы стал великой командой, но, кажется, научился, наконец, твердо стоять на мэйнстримном льду. И тут уж у нас не остается никакого выбора: скромно примыкаем к болельщикам и желаем дальнейших успехов.