Чем дальше мы уходим от времен странствующих рыцарей, мореходов-исследователей и углубляемся в железобетонные джунгли цивилизации, тем больше настоящие приключения и романтика книжных героев заменяются зрелищами телевизионных трансляций футбольных матчей и адреналином в парках на аттракционах или в залах игровых автоматов. Внемля потребностям невзыскательной публики, приключенческое кино ныне превратилось в калейдоскоп спецэффектов – бессмысленный, затягивающий в водоворот событий на мгновение и с легкостью отпускающий из своих объятий. Но того самого ощущения, которое заставляло трепетать юные сердца мальчишек всех времен, когда они зачитывали до дыр романы Стивенсона и Жюля Верна, увы, сегодня в кино не найдешь. Голливуд требует семейного кассового фильма. Но австралиец Питер Уир создал то, что называется мужским приключенческим кино, посвященное юным сердцам. Этого от него и ждали.
Мир приключений в книгах Патрика О’Брайана складывается из деталей. Вот на Галапагоссах моряки варят кактусовый самогон, здесь доктор проводит операцию, в то время, как матросы, уподобляясь студентам мед. училища, наблюдают за процессом. Прибытие в бразильский порт похож на остановку поезда Москва-Одесса на станции Жмеринка – те же нравы, хотя и два века минуло. Наверное, за это серия романов о капитане Джеке Обри и его друге судовом враче Стивене Мэтьюрине так популярны в англоязычных странах. И именно по этой причине они до сих пор не появились в переводах на русский язык – морская терминология требует знаний тонкостей. Чтобы не произошло досадного недоразумения, как это некогда случилось с «Островом сокровищ» в переводе Корнея Чуковского, когда Джон Сильвер из-за невнимательности переводчика, превратился из квартермейстера – руководителя группы абордажа – в квартирмейстера – распорядителя корабельных кают. Мало кто понимал из этого перевода, почему же его боялся сам Флинт.
Скрупулезно восстанавливая исторические реалии и пытаясь соответствовать духу книжных приключений, Питер Уир все-таки рисковал. Бюджет картины был выделен немалый 170 миллионов + 30 миллионов на рекламу. Такие деньги до сих пор вкладывались только в два проекта – «Титаник» и «Терминатор 3». Для того, чтобы покрыть расходы на производство, к финансированию подключилось три крупнейших студии – 20th Century FOX, MIRAMAX и Universal. А вот предугадать, как публика, разучившаяся за годы вскармливания кинотеатральной жвачкой, воспримет масштабную экранизацию десятого романа «На краю земли» из двадцатитомной серии О’Брайана, в которой герои практически не покидают корабля «Стремительный» было действительно невозможно. Но Уир сделал все так, как задумывал. Временами возникает ощущение, что нечто подобное могло бы получиться у Бондарчука или Германа, если бы им был выделен бюджет Госкино за три года и было позволено воспроизвести морское сражение на двух кораблях. Они бы выложились с неменьшим усердием.
Актерский ансамбль восхищает. На весь фильм в кадре появляется не более полудюжины женщин, да и те туземки. Рассел Кроу в паре с Полом Бетани здесь играют первые скрипки. И не только потому, что их роли здесь главные. Они абсолютно перевоплотились в своих героев. Кроу совсем не выглядит Гладиатором, который проглядывал во всех его предыдущих ролях после постановки Ридли Скотта. А Пол Бетани, прочно ассоциирующийся с поэтом Чосером из «Истории рыцаря», несмотря на его превосходную игру в «Играх разума», стал невероятно серьезен, словно бы он и впрямь взошел на «Стремительный» в порту Махон в 1800 году, когда сам Джек «Счастливчик» Обри был еще морским офицером без своей команды, и с тех пор редко покидал его.
Очевидно, «Хозяин морей» на всем протяжении своего создания стал для Питера Уира любимым детищем, а вся команда за многомесячные экспедиции превратилась в семью и команду, где действует жесткая дисциплина и повиновение. Картина сделана настолько безупречно, что многочисленные спецэффекты, без которых данное зрелище никак было бы невозможно, невидны. Даже при пристальном многократном просмотре. Но дело даже не в том, насколько они качественно выполнены, сколько в том, как шикарно и всепоглощающе выглядит фильм, заставляющий на два с лишним часа забыть обо всем, а вернувшись с просмотра домой, достать с полки любимую в детстве «Одиссею капитана Блада» и погрузиться в основательно подзабытые ощущения приключения. Именно такое кино, а не аттракционные «Пираты Карибского моря» становится легендарным, также, как становились бессмертными «Неуловимые мстители» и «Великолепная семерка». И именно после такого зрелища хочется воскликнуть, вторя Льву Кассилю, «Дорогие мои, мальчишки!».
// Настоящее кино