Взяв наугад диск с фильмом в видеопрокате, Адам с удивлением замечает в одном из эпизодов актера, который является почти точной его копией, разве что на пару лет моложе. Вскоре желание найти своего двойника превращается для Адама в настоящую навязчивую идею. Длительные бесплодные поиски, в конце концов, становятся причиной странных мистических событий, постепенно погружающих его в пучину наваждения…
«Двойник»
Дени Вильнев, уже практически канадский классик, не так давно уверенно дебютировавший в Голливуде хмурым детективным триллером «Пленницы», вернулся в мировой прокат с картиной еще более интригующей, чем предыдущая. «Враг» рассказывает историю Адама, институтского преподавателя философии, обнаруживающего в случайно взятом на прокат фильме своего двойника. Желая разузнать о похожем на себя как две капли воды статисте больше, Адам начинает собственное расследование. Чем больше, впрочем, главный герой узнаёт о своем двойнике, тем сложнее и ему, и нам с вами становится ориентироваться в пространстве фильма — материи путанной и зыбкой, как паучья сеть. Формально «Враг» инспирирован романом Жозе Сарамаго, к книге которого многие побежали за ответами сразу же после просмотра кино (в результате, не найдя в романе ничего, кроме относительно схожей фабулы, приверженцы здравого смысла, само собой, запутались в происходящем еще сильнее). Фактически «Враг» — фильм-паззл, о чем можно догадаться из начального титра, который честно предупреждает нас о том, что хаос — это еще не расшифрованный порядок.
Ключей к заветной истине, как в лучших работах Дэвида Линча (ему ироничный Вильнев передает «привет» задействованной в небольшом эпизоде Изабеллой Росселлини) здесь превеликое множество, и большая часть по традиции ведет в никуда. Чтобы получить искомые ответы, пожалуй, нужно чуть меньше заострять внимание на деталях, постараться смотреть на картину под другим углом, пробираться не по краям ленты, а вглубь — в ее самое сердце. «Всякая диктатура имеет одну навязчивую идею…» — в самом начале рассказывает сонной аудитории герой Джейка Джилленхола — «…контроль». «Враг» со своей нулевой вовлеченностью в политический дискурс и очевидной фрейдистской символикой — история о маленьком диктаторе, который в первую очередь одержим стремлением взять под контроль самого себя. Это ни в коем случае не спойлер, отнюдь нет, всего-навсего один из ключей, который перед просмотром этого мастерски сделанного трипа в чужое подсознание стоит прихватить с собой. Попадая в окутанное болотным маревом Торонто, по которому с подачи Вильнева ползают порожденные чьим-то воспаленным разумом чудовища, хорошо иметь в памяти хоть что-то, что выведет тебя по окончании финальных титров из ступора.