Выдающийся исследователь в области изучения Искусственного Интеллекта Доктор Уилл Кастер работает над созданием компьютера, который сможет собрать в себе все знания и опыт, накопленные человечеством. Достаточно спорные эксперименты, проводимые Уиллом, прославили его, и в то же время сделали основной целью радикальной анти-технологической группировки. Экстремисты делают всё возможное, чтобы остановить его. Однако в своих попытках уничтожить Уилла они добиваются обратного и становятся невольными участниками становления его абсолютного превосходства. Для его жены Эвелин и лучшего друга Макса Вотерса, тоже ученых-исследователей, встает вопрос — должны ли они продолжать этот эксперимент.
«Трудно быть Богом»
Трудновыговариваемая «Трансцендентность» в названии, нахмуренный лоб Джонни Деппа на постере, многочисленные трейлеры, соревнующиеся друг с другом в претенциозности — рекламная кампания «Превосходства» с самого начала кричала о том, что Уолли Пфистер не веники вяжет, а снимает серьезную научную фантастику. Внешней серьезности бессменному оператору Кристофера Нолана действительно не занимать. В центре событий его дебютной ленты — сложносочиненная история доктора Уилла Кастера, гениального исследователя, работающего над созданием deus ex machina. Оказавшись в эпицентре террористической акции, учиненной противниками прогресса, ученый получает ранение, в результате которого ему остается жить считанные дни. Жене героя, однако, в самый последний момент удается завершить затеянный Кастером эксперимент. Она сохраняет сознание мужа на жесткий диск. Пробудившись и получив доступ к Интернету, разум Кастера начинает с завидными скоростям плодить копии самого себя, подчиняя себе более-менее весь мир, подключенный к всемирной сети. Женушка новоявленного Мессии в итоге закусывает губу от волнения, все остальные же принимаются нервно почесывать макушки, явно не испытывая особого энтузиазма по отношению к внезапно появившемуся цифровому Господу, чьей настырности и проворности позавидует не один компьютерный вирус.
Пфистеру, которого вежливая американская критика практически закатала в асфальт, конкретно этой проворности, пожалуй, и не хватило. Обладая 100-миллионым бюджетом, впечатляющим актерским составом и не самым глупым сценарием, начинающий автор явно не очень осознавал, как со всем этим добром ему работать. Хорошим актерам отданы совершенно ничего не значащие роли: Киллиан Мерфи появляется в общей сложности на десять минут (в основном ради того, чтобы сморозить чушь); Морган Фримен отыгрывает эпизодического «черного парня»; Пол Беттани полчаса энергично хлопает ресницами; выкрашенная в блондинку Кейт Мара по традиции дает сферическую дурочку. Чуть больше везет главным действующим лицам. Ребекка Холл выуживает из схематичного сюжета большую драму — играет красивую идеалистку, которая хочет сделать лучше, зная про себя, в общем, что получится как всегда. Джонни Депп не без изящества душит в себе экспрессивного клоуна, чтобы предстать на экране максимально невыразительной голограммой, природа намерений которой должна остаться малопонятной до самого финала.
Увы, всего этого не достаточно, поскольку Пфистер изначально делает замах на рубль — как минимум на новую «Матрицу» — но получает до обидного копеечный результат. Не слишком оригинальную, на редкость нескладную, виденную нами не раз мелодраму про то, что Богом быть трудно. За режиссера в конечном результате как-то страшно обидно. Его «Превосходство» — претендент номер один на попадание в киношколы в качестве живого примера, как фантастическое кино «снимать не надо». Для всех, кто возжелает в будущем попробовать себя в режиссуре, Пфистер проиллюстрировал три железных правила. Первое: не стоит укомплектовывать фильм звездами, если им нечего играть. Второе: библейские аллюзии и произнесенная сто раз вслух «сингулярность» не делают твой фильм умнее (гораздо эффектнее интеллект подтверждается умением сценаристов выдержать причинно-следственные связи). Ну, и третье, наверное, самое главное: стремление выглядеть умнее, чем ты есть на самом деле, скорее всего, отправит тебя осваивать смежные профессии. Одну из них Пфистер, к счастью, освоил в идеале, проведя много лет за кинокамерой.