Весна 1917-го года. По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Это история о подвиге русских девушек, сражавшихся на передовой Первой мировой войны.«Все мужики сво...»
Весной 1917 года Временное правительство во главе с Александром Керенским распорядилось объявить набор в так называемые женские батальоны смерти — особые военные формирования, состоящие исключительно из женщин. Действующая российская армия окончательно лишилась боевого духа, и появление женских батальонов должно было подстегнуть расслабившихся бойцов: дескать, даже бабы воевать пришли, а вы что? Мария Бочкарёва — настоящий офицер, из тех, что может и в морду дать, и мудрость проявить, и войну выиграть, и ее задача — выковать из незамужних и бездетных девиц таких же несгибаемых железных солдат, ведь немец стоит на русской земле, и отпор ему дать уже некому.
Казалось бы, вот оно — то самое патриотическое кино, которое может угодить если даже и не всем, то уж точно большинству, ведь основные идеи фильма Дмитрия Месхиева «Батальонъ» (кстати, если уж совсем правильно, то должно быть «Баталiонъ») не вызывают никаких нареканий: женщина на войне — это неправильно и страшно; общее дело способно объединить даже самых разных людей; родина и государство — не одно и то же, и так далее. Но сказать, что это кино действительно удалось, увы, не получится. При всем тщательном подходе к воссозданию эпохи, при всем внимании к мелочам, при всей силе актерских работ картина обладает целым рядом жирных минусов, отмахнуться от которых никак не возможно.
В течение чуть ли не всей первой трети «Батальона» зритель наблюдает за тем, как формируется у него на глазах главная героиня, превращаясь из раненной горем женщины в солдата. Совершенно внезапно эту самую героиню неожиданно выводят из сюжета, и дальше зрителю приходится смотреть кино, в котором больше нет никакого ведущего персонажа, а объяснения в духе «наш главный герой — сам батальон», увы, не работают. Главной героини нет, второстепенные не успевают раскрыться, сюжет скачет от одной новобраницы к другой, лишь мельком очерчивая контуры характера, иногда задерживаясь разве что на фигуре самой Марии Бочкарёвой. На долю Марии Ароновой выпала, наверное, самая сильная сцена во всем фильме, но даже там трудно избавиться от чувства омерзения: дело в том, что волей или неволей, но «Батальонъ» получился радикально феминистским фильмом. Из всего многообразия как второплановых, так и эпизодических персонажей мужского пола (равно как и героев массовых сцен) действительно мужчинами являются максимум трое. Все прочие, простите за выражение, просто козлы, сволочи, далее непечатно... Причем, козлы и сволочи до такой степени, что фильм впору переименовать в «Женщины против мужчин». Особенно на фоне того, какие молодцы получаются солдаты противника: и воюют хорошо, и шпионят на пять баллов, и даже в женщин поначалу стрелять не хотят.
Но главная проблема «Батальона» всё же не в этом, а в том, что его сценарий как будто бы не влез в хронометраж: сюжетные линии недотянуты или вообще обрываются, герои очерчены двумя-тремя штрихами, мотивации выражены невнятно, и даже сцены сражений, на которых вполне можно было бы «выехать», сняты весьма слабо и не производят вообще никакого впечатления. Весьма вероятно, что четырехсерийный телефильм «Батальонъ», который будет показан по Первому каналу, окажется более вменяемым с точки зрения сценария, всё-таки, четыре часа — куда лучше, чем два. Но пока есть то, что есть: кино, которое не смогло вместить в себя весь отснятый материал, выглядит и воспринимается как нарезка пусть и довольно неплохого, но всё-таки мини-сериала, а не полнометражного фильма. А это практически приговор.
// Настоящее кино