В новой главе антиутопии об обществе, где всё расставлено по полочкам, а любая индивидуальность подлежит искоренению, Трис должна найти способ борьбы со страшной системой, уничтожающей ее близких. Кто из них на очереди? Она узнаёт всё больше страшных подробностей, стоящих за кажущимся порядком, и уже не может не видеть, что в ее мире пора что-то менять. Но главное в этой борьбе — справиться с расколом, который враг порождает в ее собственной душе.
«Голодные игры»
Замена режиссера Нила Бергера ремесленником Робертом Швентке почти не сказалась на стилистике продолжения «Дивергента», однако неожиданно обнажила каркас всей франшизы: «Дивергент» (и «Инсургент» вместе с ним) — это наспех склеенная мишура из всех популярных подростковых историй последних лет вместе взятых. Возьмите хотя бы начало «Инсургента», когда герои-беглецы скрываются в лесу, планируя отомстить захватившему власть правителю, и в итоге объединяются с подпольной группой повстанцев под предводительством не слишком харизматичной тетки, — и вы получите краткое изложение «Голодных игр». Спрятанные между основными сюжетными событиями неуклюжие любовные сцены двух главных персонажей с сопутствующими фразами а-ля «Моя жизнь принадлежит тебе» — не настолько откровенный, но вполне считываемый привет «Сумеркам». Ну а когда на экране в полной мере разворачивается линия с Избранной, и отважная героиня решает пожертвовать собой ради спасения друзей и близких — тут уж грех не вспомнить любимого всеми «Гарри Поттера».
Само собой, в нынешний век крайне сложно придумать что-либо оригинальное, особенно в таком узком и популярном направлении как подростковое фэнтези, и сомнительно, что автор книжной серии Вероника Рот ставила себе подобную цель, но факт остается фактом: Трис Прайор по боевому настрою в разы проигрывает Китнисс Эвердин, а в любовных страстях не слишком далеко уходит от скромной школьницы Беллы Свон. Не спасают положение и актеры второго плана: Тео Джеймс играет типичного влюбленного-спасителя, Энсел Элгорт остается таким же безэмоциональным эрудитом, каким был в первой части; тяжелая артиллерия в лице Уинслет-Уоттс-Спенсер также не дает создателям ленты ничего, кроме звездных имен в титрах. Безусловной удачей в этом плане становится только герой Майлса Теллера, который после выхода первого фильма признавался, что всё его на съемках угнетало, да и вообще он согласился сниматься только ради денег. В «Инсургенте» же Теллер будто воспрял духом — его роль не только самая сочная и драматургически интригующая, но и средоточие всех смешных моментов, которых в ленте, увы, очень мало.
Главная же загвоздка всей франшизы заключается в том, что история, начатая в прошлом фильме, достигает своего апогея уже в финале этой части, когда зрителям во всеуслышание торжественно объявляют с экрана, что быть не таким как все — это нормально (как будто мы не знали), и вообще, будущее за неформалами. И вот что со всей этой радостью делать в следующих двух сериях — совершенно непонятно.