Во время войны Нелли Ленц удалось выжить в концлагере, но у нее сильно искалечено лицо. Сделав пластическую операцию, Нелли возвращается в Берлин, чтобы найти своего любимого мужа, Йоханнеса. А когда наконец находит, он отказывается признать в ней жену, потому что уверен в ее гибели. Ведь именно он сдал ее гестапо. А там хорошо выполняют свою работу. Йоханнес предлагает Нелли… изображать его жену, чтобы получить принадлежащее ей внушительное наследство семьи. И Нелли соглашается…
«Из пекла»
«Феникс» — уже вторая подряд работа Кристиана Петцольда, ведущего представителя «берлинской школы» реализма, в которой он отходит от канонов сурового отображения действительности и рисует сказочную историю на фоне исторических событий. Первой ласточкой была «Барбара», история непростой жизни свободолюбивой женщины из ГДР, принесшая Петцольду три года назад приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Тогда Петцольд умудрился замаскировать под социально-политическое высказывание романтический сюжет о зарождающейся любви двух врачей, загнанных репрессивной системой в провинцию. В новом фильме действие происходит лет на сорок раньше, в только-только освобожденном от фашистов Берлине, однако суть от этого не изменилась.
Как и «Барбара», «Феникс» — это, прежде всего, любовная история, завернутая в обертку исторического кино. Однако если в «Барбаре» искусственность некоторых сюжетных ходов и общая условность происходящего невыгодно бросались в глаза, то в «Фениксе» режиссер проделал работу над ошибками. Его новая лента — это не только детально выполненная красочная декорация, отменно передающая дух времени, но и уверенно рассказанная и безупречно разыгранная история взаимоотношений, которая не притворяется чем-то большим. Послевоенный Берлин, еврейский вопрос и ужасы войны у Петцольда служат лишь фоном для трогательного спектакля двух блистательных актеров — Рональда Церфельда и постоянной музы режиссера Нины Хосс — оставляющего зрителей в восторженном недоумении.
При желании в картине можно найти отсылки и к эпатажному «Кабаре»Боба Фосса, и к «Пианисту»Полянски, однако Петцольд в первую очередь следует собственной традиции, продолжая главную тему своего творчества — поиска героями самих себя. И если в предыдущих фильмах отчаянная попытка вернуть свою прежнюю жизнь была обречена на поражение, то в «Фениксе» режиссер становится на новый уровень, показывая постепенное возрождение личности из пепла. И в гуманистическом посыле Петцольда уже невозможно сомневаться: искусство не только побеждает злобу и ненависть между враждующими народами и воскрешает угасшую любовь, но и возвращает персонажам самое главное — их человеческую сущность.