История женщины по имени Шерил, которая отправляется в одиночное пешее путешествие, чтобы найти себя и исцелиться от душевных страданий.В дороге
В 1995 году жизнь 26-летней Шерил Стрэйд стремительно шла под откос, в связи с чем девушка решила пройти 1100 миль по знаменитому пешеходному маршруту Тихоокеанский хребет (от Мексики до Канады) с целью разобраться в себе и найти духовное просветление. Свой уникальный опыт Стрэйд позже отразила в мемуарах, ставших национальным бестселлером. Двадцать лет спустя на экраны выходит экранизация книги, в которой авторы попытались представить путешествие героини в виде метафоры тяжелого жизненного пути, преодолеваемого каждым человеком.
В режиссерское кресло этой сугубо женской истории был посажен канадский постановщик Жан-Марк Валли, снимающий уже давно, но прославившийся лишь в прошлом году, когда за работу в его картине «Далласский клуб покупателей» сразу два актера — Мэтью Макконахи и Джаред Лето — отхватили по оскаровской статуэтке. Начинавший с визуально богатых, но хромающих в сценарном плане лент, Валли достиг своего лучшего результата именно при работе с воодушевляющим материалом о борьбе провинциального электрика Рона Вудрофа со СПИДом и заодно Американской системой здравоохранения. Своей крепкой и уверенной режиссурой, сконцентрированной полностью на мощной актерской игре и бодром монтаже, Валли, казалось, смог вдохнуть в клишированную историю о героизме маленького человека новую жизнь. Поэтому на удивление странно и обидно, что в «Дикой», не менее сильном по части человеческого упорства и мужества материале, используемые им приемы не достигают поставленных целей.
Рваный монтаж и скачущий ритм повествования, призванный тесно связать прежнюю жизнь героини с самим путешествием и выявить причины последнего, не дают сосредоточиться ни на одной из сюжетных линий. То Шерил в течение десяти минут, идя по пустыне, скучает по оставленной цивилизации, то вдруг за считанные секунды все призраки прошлого разом наваливаются на нее с головой, погружая зрителя в сложно отслеживаемую кашу из образов больной матери, брошенного мужа и отца-алкоголика. Пресловутая правда жизни и демонстрация суровых деталей похода, которые должны были стать ядром фильма, некстати перемежаются с философскими цитатами из разных американских писателей и сентиментальными дневниковыми записями самой Стрэйд, тем самым практически полностью лишая зрителей веры в естественное перерождение героини на лоне природы. Ну а фантасмагорические вставки с внезапно появляющейся лисой (перекочевавшей прямиком из триеровского «Антихриста»), олицетворяющей то ли совесть героини, то ли ее ушедшую из жизни мать, выглядят слишком уж нелепо на фоне вполне реальных гор и кровавых мозолей на ногах.
Единственное, что действительно поражает в ленте — это проникновенная игра Риз Уизерспун, которая умудрилась правдоподобно изобразить свою героиню сразу в нескольких ипостасях: она одинаково убедительна и в образе наивной школьницы, теряющей умирающую от рака мать, и в шкуре похотливой девицы, ищущей забвение в случайном сексе и наркотиках. Наконец, в роли путешественницы, отправившейся за тысячу миль в поисках искупления грехов, голливудская звезда выглядит настолько естественно, что в физиологических страданиях ее персонажа, равно как и в душевных терзаниях, не возникает и тени сомнения. Что ж, хотя бы в одном Валли держит марку: с актерами он работает бесподобно, и прошлогодняя оскаровская номинация Уизерспун тому наглядное подтверждение.
Особое мнение Анатолия Ющенко:
В один прекрасный день девушка по имени Шерил взваливает на себя здоровенный туристический рюкзак и отправляется в тысячемильный поход по хребтам Сьерра-Невады и Каскадных гор. Ноша всю дорогу натирает ей плечи, ступни стираются в кровь, из сумки периодически вываливаются какие-то нужные и не очень вещи; героиня тем временем, собрав всю волю в кулак, упорно идет к своей цели — к попытке доказать, в первую очередь, самой себе, что она всё еще жива. Прошлогодний «Далласский клуб покупателей» за авторством Жан-Марка Валли говорил примерно о том же самом. Духоподъемный материал в самой прославленной работе канадца тем не менее продиктовывался такой немножечко суконной лексикой, свойственной всем тем важным программным фильмам, которые чтят и любят американские киноакадемики. В «Дикой», предсказуемо обделенной особым вниманием на минувших «Оскарах», нет ничего социально-значимого, чтобы осыпать фильм премиями: ни должных перерождений, ни морально-этических выводов, старательно прожеванных для зрителя. В этот раз Валли снимает кино подчеркнуто скромное, гораздо более интимное.
Если режиссеру чего-то и не достает в пути, то лишь смелости выбросить за ненадобностью флэшбэки, которые говорят о главной героине чуть больше, чем нам следует знать. Автору, впрочем, хватает таланта на всё остальное. На очень ритмичный, практически джазовый монтаж, основанный на том, что Шерил по дороге избавляется не только от бессмысленных предметов из своего монструозного рюкзака, но и от личных воспоминаний, довлеющих изнутри неподъемным грузом. Хватает ленте и юмора, нарочно приглушающего здесь гуманистический пафос книги-первоисточника (эпизод, где героиню интервьюирует журналист, искренне считающий, что девушка не хайкер, а неловко оправдывающийся бомж, смешнее и остроумнее всех кинокомедий, вышедших в этом году). В конце концов, в картине много Риз Уизерспун, от которой в кои-то веки невозможно отвести взгляд. Она вообще весь свой творческий путь была такой, по-хорошему, актрисой из немого кино. После просмотра «Дикой» становится как-то даже не по себе от того, что оскаровскую лауреатку с этой ее мимикой и невероятной пластикой агенты столько лет упаковывали в амплуа белобрысой дурочки. Уж в чем-чем, а вот в этом стремлении работников голливудского киноцеха дикости поболее, чем в любом экстремальном походе.
// Настоящее кино