Успешный писатель Луи после 12 лет разлуки возвращается в родной дом, чтобы сообщить семье новость о своей болезни. Однако воплотить этот план в жизнь не просто, ведь у эксцентричной родни собственные планы.Предчувствие конца
Про новый фильм Ксавье Долана – канадского самородка, в 20 лет получившего первую награду Каннского кинофестиваля и с тех пор остающегося кумиром хипстеров всего мира – кажется, все было ясно уже на стадии производства. Камерная драма об умирающем писателе, решившим напоследок навестить свою родню, должна была стать очередной визуально насыщенной панорамой главных режиссерских талантов, приправленных на этот раз сливками французской актерской игры. «Гран-при», увезенное-таки с последних Канн, и резкие реплики об уходе из режиссуры после шквала отрицательной критики на фильм казались наглядным подтверждением того, что в свои 27 лет Долан остается главным непослушным ребенком мирового кино и меняться не собирается. Однако теперь, после выхода «Это всего лишь конец света» в прокат, становится очевидно совсем другое: все это время его автор был вовсе не искусным позером, а вполне искренним, тонко чувствующим романтиком, который каждый фильм снимает как последний.
Построенный преимущественно на бьющей через край эмоциональности и неприлично крупных планах, «Это всего лишь конец света», как ни удивительно, выигрывает именно там, где Долан в кои-то веки отказывается от своего поп-артового визуального стиля в угоду более простому киноязыку. Всегда обладавший уникальной по смелости способностью растягивать пространство и время в своих картинах, новую ленту Долан полностью подчиняет жесткой драматургической структуре, давая себе волю лишь в периодических флешбэках и клиповых проездах камеры. Весь видимый мир картины мы наблюдаем через глаза главного героя, Луи. Его пугающее, словно на грани срыва, меланхоличное спокойствие становится эмоциональным фоном всего полуторачасового действа, а грядущая смерть героя, ощущение которой как бы витает в пространстве фильма (недаром чуть ли не каждый кадр здесь пропитан мертвенно-желтым цветом) оказывается холстом, на который режиссер натягивает свое полотно об ожидании чуда и о тотальном одиночестве человека.
Долан не первый раз берется за экранизацию драматического произведения, однако в новой работе впервые отходит от жанровости и автобиографичности своих предыдущих картин. «Это всего лишь конец света», конечно, в первую очередь не о нем, а об авторе пьесы, Жан-Люке Лагарсе, который умер от СПИДа через 5 лет после написания своей пророческой драмы. Ее герои, которых режиссер аккуратно перенес на экран, страдают от неспособности слышать себя и других, и все четыре заглавных актера, от взрывчатого Венсан Касселя до кроткой Марион Котийар, передают это отсутствие коммуникабельности сполна. Избитая фраза, что все мы одиноки перед лицом смерти, лежащая в основе пьесы Лагарса, в руках Долана приобретает особенный контекст. Истерзанный творческими метаниями и мыслями о грядущем конце Луи одинок не столько потому, что разлучился со своей семьей, сколько по причине собственной неспособности любить, и родной дом становится для него последней возможностью успокоить свою мятущуюся душу. В конце концов, «Это всего лишь конец света» оказывается не только монументальной драмой о принятии смерти, но и элегантной, крайне личной историей о примирении художника с самим собой.
// Настоящее кино