Фильм рассказывает о приключениях писателя Ньюта Скамандера в Нью-Йоркском секретном обществе волшебниц и волшебников, происходивших за 70 лет до того, как Гарри Поттер прочитает книгу этого писателя в школе.
Полет в страну чудовищ
Больше всего в новоиспеченном спин-оффе «Гарри Поттера» поражает то, с какой легкостью Джоан К. Ролинг научилась ковать свои бестселлеры буквально из ничего. Нехитрый рецепт, по которому приготовлены ее «Фантастические твари», виден невооруженным глазом: возьмем уже проверенную художественную вселенную, засадим туда чудаковатого, но привлекательного персонажа, добавим к нему группу помощников и трудноуловимого злодея – вуаля, зелье готово к употреблению. Прежде чем опрокидывать его залпом, однако, стоит ознакомиться с противопоказаниями. Совсем уж юной аудитории, например, от этой магической бормотухи, скорее, стоит воздержаться. Если зрители «Гарри Поттера» взрослели вместе с его героем, то Ньют Скамандер (по воле российских переводчиков ставший Саламандером) – уже взрослый волшебник, окруженный такими же зрелыми персонажами, решающими вполне недетские проблемы. Соответственно, и юмор ленты больше апеллирует не к затаившим дыхание малышам, а к их пришедшим отдохнуть после работы родителям (для дошколят тут припасен разве что трюк с магическими зверями, которых вытаскивают, словно кролика из шляпы волшебника, ровно тогда, когда зритель начинает скучать от скачущего сюжета). Употреблять «Фантастических тварей» тем, кто постарше, без особых показаний, пожалуй, тоже не следует. Дебютировавшая в кино Роулинг пока что не научилась писать сценарии так же хорошо, как свои книги, а ее преданный иллюстратор Дэвид Йейтс по-прежнему не привносит в свои буквоедские экранизации и толику режиссерской фантазии.
Кино работает исключительно как парк аттракционов: напичканный визуальными эффектами экшн перемежается то лирическими отступлениями, то комическими гэгами, позволяющими зрительскому глазу взять передышку от спецэффектов до следующего раза. Не помогает ленте и хваленый актерский состав. Из всей когорты звездных имен, призванных затащить вас в темноту кинозала, удивляет лишь малоизвестный актер Дэн Фоглер в роли магла Якоба Ковальски, который по воле случая оказывается втянут в неизведанный мир магии (именно с его недотепистым, но добродушным персонажем связаны самые удачные, часто вызывающие хохот зала сцены картины). Что касается Эдди Редмэйна, то он, видимо, так и не вышел из своей оскароносной роли двухлетней давности – его Ньют получился слегка ущербным ботаником, в котором слишком мало живого, чтобы стать новым кумиром миллионов. Не вызывает сомнения разве что вопрос миллионов долларов: пока память о Гарри Поттере жива, люди будут нести деньги в копилку любого продукта, хоть как-то связанного с именем Роулинг. За репутацию писательницы, впрочем, сегодня немного тревожно. На этот раз в отчаянной попытке угодить всем она создала художественный мир, который, вероятно, в итоге не затронет никого.