В результате взрыва фрау Шекерджи - или просто Катя - теряет мужа и маленького сына. Гамбургская полиция отрабатывает версию, что метили в Нури - выходца из Турции, курда, отсидевшего четыре года за наркотики, и, вполне возможно, продолжившего на воле заниматься противоправной деятельностью. Однако безутешная вдова уверена, что убийство - дело рук нацистов: «У кого ещё были причины?..»
Будь фильм Фатиха Акина про Россию, его, конечно, быстро бы запретили. Даже не так: ему бы вовсе не дали состояться. Сюжеты про то, как нацизм в самых разнообразных своих проявлениях всё глубже проникает в современное общество, у нас, естественно, не популярны. И даже если кто-то и пытается об этом говорить (смотри не только давнюю «Россию 88», но и относительно свежих «Психов»), невелики шансы этих картин быть по-настоящему замеченными и произвести на свет взволнованную общественную дискуссию.
Трейлер фильма «На пределе»
Немцы в этом отношении более честны перед собой - и от волнующей их темы не отворачиваются. При этом автору хватает лишь нескольких штрихов, чтобы обозначить расширяющуюся между людьми пропасть: тогда как отец террориста готов если не извиниться перед родственниками жертв, то по крайней мере принести соболезнования, вежливый адвокат, действуя исключительно в рамках закона, выглядит таким же нацистом, как и его подопечные.
Фичуретка фильма «На пределе»
«На пределе» и важный, и интересный фильм. Внушает уважение само его построение: всё предельно лаконично, ничего лишнего. Разбив историю на три главы, Акин словно бы снял три самостоятельных ленты - со своей завязкой и со своим развитием. И так уж выходит, что сама структура картины даёт простор для проскальзывающих спойлеров: основательный разговор о ней невозможен без размышлений об итогах судебного процесса, а самые неторопливые критики сразу ухватываются за слова героини о том, что если бы выжил муж, то «он не стал бы обращаться в суд».
Может показаться, что взгляд Акина поверхностен: он смотрит на ситуацию только с одной стороны. Конечно, снимать кино про природу Зла куда выигрышнее - только вот это очень опасная территория. Редкий такой фильм избегает соблазна нет-нет да и посочувствовать своим отрицательным персонажам, пытаясь найти их действиям хоть какое-то, но оправдание. Но Акин намеренно выводит преступников за скобки своего уравнения, практически (за малым исключением) не давая им человеческих черт: они серы и безмолвны, уставились в одну точку и застыли.
Фрагмент из фильма «На пределе»
Неинтересен в данном случае режиссёру и фон - реакция прессы, например; это не голливудское кино, давно научившееся «возвышать» трагедию. В центре внимания здесь - одна только главная героиня: убив её самых близких, нацисты убили и её, просто это оказалось «отсроченное» убийство. Решение, которое в конечном счёте принимает Катя, не может не вызвать споров - и в этом ещё одно отличие картины от аналогичных.
Успешен ли Фатих Акин в своём стремлении рассказать именно эту историю именно так? Вполне. При помощи Дианы Крюгер он создал фильм о непередаваемой боли - которую зритель лишь отчасти, на полпроцента, может вообразить, представив ощущения от набивания на коже большой татуировки. У Кати это самурай - символическая фигура воина, готового бороться до самого конца.
Фрагмент из фильма «На пределе»
Здесь очень выразительный и красивый финал (единственная «красивость» во всём фильме). Камера поднимается от земли к небу, делает круг - и возвращается к морю, которое во всём своём величии медленно опускается в кадр сверху вниз. Затем взгляд останавливается на поверхности воды, по ней гуляют солнечные блики, а ниже проступает песочное дно.
При желании можно принять это за визуальную метафору попытки автора дойти до самой сути, постичь всю глубину поднятого им вопроса. Не зря же третья глава - после «Семьи» и «Правосудия» - неожиданно называется «Море».