Юный Амин в окружении девушек; новый фильм Абделатифа Кешиша - про жаркое лето и вечную молодость.
Амин - студент, сценарист да к тому же фотограф - в августе 1994-го приезжает на каникулы из Парижа домой - куда-то на юг, где живёт куча родственников и девушка Офели.
Трейлер фильма «Мектуб, моя любовь»
Бесполезно подходить к новому фильму Абделатифа Кешиша с точки зрения сюжета: это кино не имеет привычной структуры, развивается, игнорируя шаблонные драматические акты, и заканчивается ничем, обрываясь вдруг на половине ноты. Режиссёра волнует не то, с кем в конечном итоге переспит окружённый подружками юноша, а течение лета, обволакивающее героя со всех сторон, в жаркий день награждая прохладой.
«Мектуб, моя любовь» - это не традиционная проза, а чистая поэзия, сборник сонетов, посвящённых даже не любви, а просто молодости во всей её беспечности и красоте. Так в зрелые годы, должно быть, вспоминают былые деньки - когда всего было вдоволь, дни казались бесконечными, жизнь только начиналась и мир раскрывался пред тобою, маня перспективами.
Фрагмент из фильма «Мектуб, моя любовь»
Кешиш - хитрый режиссёр, и знает, как уместить три часа в одно мгновение. Зрительского внимания он добивается очень простым способом, уже на второй минуте запуская горячую и долгую секс-сцену с вдохновляющими подробностями. Памятуя его прошлый фильм, мы вправе ожидать продолжения - и количество появляющихся девушек даёт простор для гаданий.
Вот братья знакомятся на пляже с Шарлоттой и Селин из Ниццы. Вот их друг (к чёрту таких друзей!) отбивает Селин и клеится к ней во время страстного танца («Если бы красота была преступлением, тебя бы посадили пожизненно»). Вот заходит речь о русской Анастасии, вот появляется её русская безымянная подруга. Вот Амин просит Офели позировать ему обнажённой.
Публика, подобно Амину, раздевает глазами любую появляющуюся на экране красотку - и изнывает в предвкушении, когда же кто-нибудь из них приголубит-таки скромного паренька в своих объятиях. «Как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья», - Кешиш каким-то образом словно бы транслирует с экрана эти пушкинские (и, вполне вероятно, незнакомые ему) строки. Но герой, не испытывающий недостатка в женском внимании, всё чего-то медлит, всё чего-то томится...
Самое интересное, что не получив практически ничего из обещанного (хотя кто и что тут обещал?), зритель всё равно вряд ли почувствует себя обделённым - особенно если знает, что впереди ещё будет вторая серия (и вот уж там-то!..).
Тизер фильма «Мектуб, моя любовь»
Впрочем, смотря что за зритель. Абделатиф Кешиш, надо признать, специфический режиссёр, и - как бы не были привлекательны пляжные сцены - его «Мектуб» всё-таки требует определённой насмотренности и усидчивости.
Здесь есть сцены в семейном ресторане. Здесь есть роды овцы под оперную арию. Здесь героиня загоняет коз в хлев и кормит из бутылочки ягнёнка. Здесь самая захватывающая сцена внезапно обрывается газовой атакой из довженковского «Арсенала» (и попробуйте-ка это осмыслить!). Здесь часто вспоминают (но не показывают) Клемана, который служит сейчас в Персидском заливе. Здесь один эпиграф из Библии, а второй - из Корана…
Нет, это определённо не «Американский пирог» с его прямолинейностью. Это кусок чей-то жизни - возможно даже, что именно вашей.
И нет сомнений, что перед нами фильм очень большого мастера, который сумел из воспоминаний - чужих или собственных - сложить то ли оду утраченному времени, то ли гимн пульсирующему настоящему. Потому что молодость на самом деле никогда не проходит - она просто меняет партнёров.