Три звезды разыгрывают сражение двух гадюк за душу королевы; первый относительно «нормальный» фильм Йоргоса Лантимоса.
Эбигейл Хилл попадает в королевский дворец вся в грязи, но выхода у неё нет: от её былой знатности не осталось и следа («Мой род переживает тяжёлые времена»), и единственный шанс как-то выкарабкаться – вымолить у влиятельной кузины хоть какое-то место, пускай даже на кухне («В моём сердце я остаюсь леди»). А кузина эта – леди Мальборо, ближайшая подруга королевы Анны (та даже дарит ей ещё не построенный дворец), которая держит весь двор в своём кулаке – от проверки каждого выставленного счёта до ратования за продолжение войны с бегущими (вроде бы) французами.
Зачин не позволяет сомневаться: вся дальнейшая история будет буквально иллюстрировать народную присказку «из грязи в князи» - и Эбигейл недолго останется безмолвной прислугой. Но величие данной ленты в том, как именно здесь расскажут об этом последовательном возвышении. Сразу следует отметить, что «Фаворитка» - редкий по нынешним временам образец безупречного повествования: одновременно и захватывающего, и достоверно выстроенного, с шикарными характерами, размашистыми поступками и необыкновенно вкусными диалогами.
«Можно задать вопрос?» - спрашивает юная ученица. «Только учти, что у меня ружьё», - мигом откликается наставница. В следующий раз она выстрелит в нахалку в упор (пока что без дробинки), будто бы «в сторону» посетовав: «Иногда забываешь, зарядил ружьё или нет». А когда периодически впадающая в безумие королева захочет выброситься из окна, не привыкшая потакать ей фаворитка от всей души посоветует: «Бросайтесь на плиты. Лужайка смягчит удар».
Так что первый приз тут – за сценарий. Который – впервые в практике «взрослого» Йоргоса Лантимоса (не считая его мало известного широкой публике греческого дебюта) – написан не им самим, а сторонними авторами: Деборой Дэвис и Тони МакНамарой. Но что важно: режиссёр, прославившийся благодаря своему, скажем так, необыкновенно оригинальному взгляду на мир («Клык», «Альпы», «Лобстер», «Убийство священного оленя»), весьма органичен и в этом сюжете – лишённом, казалось бы, чего-либо инфернального. Ему, оказывается, хорошо и так – тем более что простор для «фирменных шуточек» можно, как выяснилось, найти и при старинном королевском дворе.
Вторые самые очевидные претендентки на награды – три блистательные актрисы: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Оливия Колман (последняя уже отмечена призом Венецианского кинофестиваля и «Золотым глобусом»). И вот тут академикам предстоит разбираться с загвоздкой: дело в том, что все их три роли – главные. Только леди Мальборо – в центре первой трети сюжета, Эбигейл Хилл ускоряется во второй, а королева Анна в полный рост проявляется лишь ближе к финалу. Как говорят в таких случаях, поощрения заслуживает сразу весь актёрский состав – и в данном конкретном случае жаль, что в оскаровском раскладе так делать не принято.
Если описать фильм в нескольких словах, то перед нами сражение двух гадюк за душу королевы. Только одна из них принципиально правдива (и даже не подпускает Анну к русскому послу, говоря, что та сейчас на барсука похожа), а другая делает своим основным оружием ложь, смешанную с лестью. И обе считают, что это и есть настоящая любовь. «Я ещё сделаю из тебя убийцу», - говорит действующая фаворитка своей новоиспечённой наперснице, не предполагая, кто в итоге окажется жертвой…
Королева же, которая поначалу выглядит куклой в руках леди Мальборо, не просто еле ходит, но, очевидно, слегка не в себе. У неё отекает лицо, парализует руку, её всегда клонит в сон – и, может, ей действительно нужны вовсе не горькие истины, а стимулирующий обман?.. «Иногда весело быть королевой», - признаётся она в лучшие свои моменты, но как же просто попасть в хитроумно расставленные сети…
Раскидать которые, разумеется, помогает и виртуозное режиссёрское мастерство. Включая нас в свою игру уже нестандартным написанием интертитров, Лантимос щегольски продирается сквозь интриги и забавы двора (голого мужика, например, тут эффектно закидывают фруктами), ловко используя среди прочего предвосхищающий монтаж и эпатируя публику в том числе и нехарактерными для эпохи танцами. Он шутит с эпохой ровно так же, как до него это делала София Коппола в памятной «Марии-Антуанетте» - и проделывает это отменно, не притворяясь, что снимает исторический фильм, а буквально следуя по пятам за Историей.
«Некоторые из моих коллег не впечатлены моим очарованием», - говорит одна из героинь, и есть ощущение, что эта фраза вставлена сюда самим Лантимосом, традиционно поддерживаемым большинством критиков, но пока что ещё не имевшим крупных профессиональных наград. Венецианский Большой приз жюри и недавний триумф на церемонии, отмечающей лучшие британские независимые фильмы (рекордных десять побед), - по сути, первое полноценное признание замечательного 45-летнего режиссёра, имевшего до этого ряд каннских статуэток – престижных, но всё-таки не главных.
Отказавшись от своих «вычурных» мифологизмов (став «проще», прямо говоря), Йоргос Лантимос не прогадал, а выиграл – и совершенно очевидно, что его нетрадиционный взгляд легко приживётся впоследствии не только в арт-мейнстриме, но и высокобюджетных голливудских постановках (он наверняка лучше всех бы снял блокбастер про Локи, если бы не одно «но»). Впрочем, как напоминает в фильме напомаженный оппозиционер, «фавор - это бриз, который меняет направление». Так что расслабляться режиссёру пока что явно не стоит: на его следующую работу будут сделаны уже совершенно иные ставки.
Единственная существенная претензия к «Фаворитке» может быть связана с некоторыми изысками операторской работы (вы поймёте, когда сами увидите), но и то – к ним можно привыкнуть, объяснив то и дело возникающий эффект «рыбьего глаза» стандартно красивой формулировкой «Он художник, он так видит» (заслуженный мастер Робби Райан до этого чаще всего работал с Кеном Лоучем и Андреей Арнольд).
В остальном же – спокойно можно сказать об этом прямо сейчас – это великая картина, живая классика, кино, о котором будут говорить и помнить спустя многие годы.