Юрий Быков остается верен себе и продолжает рассуждать о человеческих пороках и социальной проблематике. В своем новом психологическом триллере режиссер обращается к теме одиночества, как способу исцеления от душевных ран.
В центре сюжета этого камерного триллера — история сторожа Влада, охраняющего в одиночестве санаторий, закрытый на зимний период. Несмотря на отдаленность от внешнего мира, Владу хватает врагов извне, периодически навещающих его, чтобы не дать забыть о совершенных им преступлениях. В один из таких дней главный герой знакомится с супружеской парой, секретов у которых оказывается достаточно, чтобы заполнить ими весь санаторий. Формально в «Стороже» есть всё то, что является основной для крепкого психологического триллера: нагнетающая обстановка, подозрительные незнакомцы, хорошо спрятанные скелеты в шкафу каждого героя, леденящая душу музыка и нарастающая с каждой минутой тревога в ожидании неизбежного.
Вполне вероятно, кто-то даже увидит в «Стороже» отсылки к «Сиянию». Как и у Кубрика, тут фигурирует весьма узнаваемый антураж: заброшенный пансионат, глубокая зима и одинокий сторож со своими призраками наедине. Новая работа Быкова, впрочем, на поверку оказывается куда ближе к Достоевскому, нежели к Стивену Кингу. Вместо зловещих мертвецов, сводящих с ума, фильм рассказывает о живых людях со своими внутренними демонами, которые порой оказываются куда опаснее мистической нечисти.
Многие критики восприняли новую работу режиссера как самую слабую в его карьере, но с этим, конечно, хочется поспорить. «Сторож» — действительно уязвимое кино, к которому есть что предъявить. На первый взгляд, картина может показаться тупиком творческих размышлений режиссера, однако в действительности этот фильм — попытка выбраться из своей персональной клетки, в которой подобно Раскольникову, автор по собственной воле стал заложником личной совести.
Как известно, после гневной критики в адрес сериала «Спящие» и кассового провала фильма «Завод» режиссер впал в глубокую депрессию и занялся самобичеванием. «Сторож», вобравший в себя переживания автора, безусловно, отражает его личную драму. В своей новой истории режиссер не рискует давать советов, как избавиться от душевной боли, искупить вину или получить прощение. По всей видимости, Быков и сам не знает ответов на эти вопросы. Автор анализирует совершенно иную природу человеческой натуры.
«Сторож» — исповедальный фильм о праве на ошибку и прощение
Получив оплеуху от своего самого верного зрителя, режиссер ищет ответы: тварь он дрожащая или все-таки за ним остается право быть понятым и услышанным, рассказывая о тех демонах, которые терзают его душу, в надежде найти отклик в сердцах своих зрителей. «Сторож» — исповедальный фильм о праве на ошибку и прощение. Но в самую первую очередь это фильм про совесть, которая медленно грызет изнутри, бередя ещё свежие незажившие раны. Кажется, автор хочет сказать, что иногда для того, чтобы получить отпущение грехов, первым делом необходимо найти причины простить самого себя, что, конечно, значительно сложнее.
«КиноПоиск» разработал уникальную схему, благодаря которой фильм «Сторож» можно посмотреть не только в кино, но и на цифровом сервисе «КиноПоиск HD» без необходимости ждать несколько недель, пока он появится в онлайн-кинотеатрах.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Завод» Не секрет, что главной темой режиссера Быкова всегда было противостояние власти имущих и затравленного словно зверя народа, который в кульминационный момент вынужден укусить руку, что перестала его кормить...
Рецензия на фильм «Текст» В российский прокат вышел «Текст», экранизация романа писателя Дмитрия Глуховского, которая в отличие от первоисточника, увы, оказалась абсолютно лишена оригинальности...
Рецензия на фильм «Джокер» Режиссёр Тодд Филлипс получил за этот фильм венецианского «Золотого льва», а Хоакин Феникс числится теперь первым в очереди за «Оскаром». Но посмотреть это кино стоит, конечно, не только из-за наград...