Ассоциация, возникающая при обращении к ленте Владимира Хотиненко, о гибели атомохода «Курск», неслучайна. И снимали его в частично в Североморске и автор повести «72 метра» служил в тех же краях. Только вот не одна субмарина «Курск» затонула в северных морях, да и картина-то, по большому счету, не про лодку, а про судьбу и про спасение души.
В кинотеатрах России с 12 февраля 2004 года
Премьера: 11 февраля 2004 года. Кинотеатр «Кодак-Киномир»
Расписание показов на kinoafisha.net
Спасите наши души!
Наш SOS все глуше, глуше!
И ужас режет души
Напополам.
В. Высоцкий
Масштабное кино для отечественного кинематографа, как может показаться, перестало быть редкостью. Вроде и «Антикиллеров» сняли и «Войну», и «Братьев», и «Звезду». Но вот только народных фильмов среди них мало. Камерность как-то больше прельщает. Когда все в одной лодке и из нее никуда не деться. Возьмем тот же «Бумер» - вроде катафалк на колесах, а из него и не выйти. Та же, суть, подлодка получается. Но «72 метра» из другого теста. Тут нет врагов и нет приятелей, а жалко всех. В три ручья плакать не хочется и это хорошо – значит все честно и не фальшиво, без пафоса и надрыва. А душе становится легче, потому что надежда есть, что спасут ребят. Как с «Чапаевым» было – и ходили, и смотрели, как Василий Иванович с рекой разговаривает, и каждый раз до последнего кадра надежда – может выплывет?
Фильм становится народным, если его цитируют. А диалоги тут сторона сильная. Арго подводников – да таких словечек, кроме как на железе, и не услышишь! Это особая речь. Вроде все понятно, а говорят не по-нашему. Тут тебе и «мехом внутрь и за кукан», да «мамкина норка». Подводники одним словом – с полуслова друг друга понимают и о других не забывают. Надо отдать должное писателю Покровскому, который весь этот алфавит выучил и им свои книги насытил и оживил. Иначе бы получилась картонная история типа «К-19» - голый сюжет да спецэффекты.
Актерский ансамбль «72 метров» просто бесподобен. И любимый актер Хотиненко Сергей Маковецкий, которого он со времен «Макарова» от себя не отпускает; и Марат Башаров, временами похожий на Сергея Безрукова; и Андрей Краско, в кои-то веки отстранившийся от амплуа помощника «Агента Национальной Безопасности» и ставший от этого большой самостоятельной звездой; и Гармаш, и Галкин, и романтическая девушка Нелли в исполнении Чулпан Хаматовой. У каждого есть своя небольшая роль, своя судьба. Свой повод покаяться и в нужный момент сказать то, что до похода сказать не мог. Открыть душу и спастись. Перечислять заслуги каждого смысла нет – это все равно что в слаженном ансамбле, выступающем под руководством опытного дирижера, выделять флейту или альт. Разве что из новых, непримелькавшихся еще, лиц стоит отметить Дмитрия Ульянова – достойный продолжатель традиций легендарной кинотеатральной фамилии.
На том, что можно увидеть в кинотеатре история «72 метров» не заканчивается. То, что необходимо видеть и слышать в зале – это малая часть отснятого материала. Достойная картина, выдержанная в стиле одной большой истории и вплетающихся в нее десятка маленьких. Но есть и другая версия, та, что готовится к выходу на телевизионные экраны. Серий будет больше, трагизма, наверное, меньше, но вся страна будет плакать – в этом сомневаться не приходится. И дело даже не в этих героях, которые не потому герои, что в затонувшей подводной лодке продолжали следовать инструкциям и не терять самообладания. А потому они герои, что за немыслимо невысокую плату защищают рубежи нашей Родины, подвергают себя ежедневному риску и в каждый поход уходят, как в последний. И чтобы не «до самой смерти», а «на всю жизнь».
В кинотеатрах России с 12 февраля 2004 года
Премьера: 11 февраля 2004 года. Кинотеатр «Кодак-Киномир»
Расписание показов на kinoafisha.net
// Настоящее кино