Павел Шелест был правильный мужик. Не любил крутых поворотов, всегда старался поступать как положено. Но ему не повезло. 15 августа 1990 года на раскаленной трассе Слока-Талси в его автобус врезался «Москвич» Виктора Цоя. Кумир миллионов погиб на месте. Павел ничего не знал о Цое, не слушал его песен. Не знал он и того, что после этого рокового столкновения его жизнь больше никогда не будет прежней.Феномен Виктора Цоя будоражит Алексея Учителя не первое десятилетие. В конце 80-х постановщик выделил музыканту эпизод в документальном фильме «Рок», а в 1992 году, желая показать, какое влияние оказывал Виктор Робертович на людей и какое значение для них он имел, режиссер посвятил ему фильм-эпитафию под названием «Последний герой. Обращаясь вновь к близкой и понятной теме, Учитель снял картину в диаметрально противоположной «Последнему герою» манере, а именно — в виде фантазии, лишь частично основанной на реальной биографии фронтмена группы «Кино». Без скандалов, которые преследуют Учителя с выхода в прокат попавшей в опалу «Матильды», разумеется, опять не обошлось: на этот раз гневные обращения к президенту с требованием запретить фильм последовали не от депутатки Поклонской, а уже от родственников покойного музыканта.
При всём уважении к памяти Цоя, стоит отметить, что эту самую память о нем Учитель в своей картине ничем не пятнает. Автор здесь не претендует на документальность, а всего-навсего задается вопросом: «а что если?», слегка заступая таким образом на территорию Квентина Тарантино, который совсем недавно «переписывал историю» в фильме «Однажды в... Голливуде». «Цой» выдержан в редком для российского кинопрома жанре «роуд-муви». Учитель отправляет своих героев в вынужденное путешествие — в дорогу, полную грусти, переживаний, конфликтов и разочарований. И этот путь, как не сложно догадаться, обещает привести персонажей фильма к какому-никакому, но катарсису. Постоянное движение героев – как физическое, так и эмоциональное — не дает заскучать. Персонажи взаимодействуют друг с другом, раскрываясь с разных сторон. Для каждого Цой что-то значил в большей или меньшей степени, и каждый переживает потерю по-своему.
Именно на взаимоотношениях героев держится картина Учителя. Евгений Цыганов в роли водителя Павла поначалу не вызывает симпатию, но по ходу действия стремительно завоевывает зрительское расположение – немногословный и будто бы потерянный, но всё же далеко не плоский и сильный духом герой. Особенно интересно наблюдать за динамикой его отношений с персонажами Надежды Калегановой и Маши Пересильд. Для усиления драматизма Учитель добавил множество вымышленных элементов: например, макгаффин в виде мифической кассеты с демозаписями Виктора Цоя, которую лихорадочно разыскивает ушлый продюсер, списанный с Сергея Айзеншписа, да и сам факт того, что причастный к гибели музыканта шофёр повез тело в сопровождении его близких.
Не упустил режиссер и возможность вновь поднять тему почти религиозного помешательства поклонников Цоя. В «Последнем герое» Учитель уже рассказывал об оголтелых фанатах, которые потеряли смысл жизни после смерти своего кумира. В новой ленте также показан остервенелый фанатизм молодежи – фанаты будут угрожать расправой тому, кто по их мнению повинен в смерти их идола, и будут со звериным напором кидаться на автобус, чтобы добраться до заветного гроба. «Последний герой», кстати, вкраплен постановщиком в сюжет фильма – персонажи смотрят данную документалку в кинотеатре. Это, конечно, совсем ломает хронологию – действие картины происходит в 1990-м году, а до выхода «Последнего героя» оставалось еще два года. Придираться к этому, пожалуй, излишне. Зритель все же наблюдает на экране не байопик, а выдумку, печальную сказку о потерянном времени, которая, несмотря на все свои художественные вольности, довольно честно рассказывает о том, что навсегда впечатавшийся в нашу память Цой у каждого свой.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Земля кочевников»
На питерском фестивале «Послание к человеку» состоялась российская премьера лауреата «Золотого льва» Венецианского фестиваля. Рассказываем об одном из главных фильмов года...
Рецензия на фильм «В чужой шкуре»
Сын Дэвида Кроненберга снял свой второй полнометражный фильм – еще один боди-хоррор на грани безумия, и получилось кинематографичнее дебюта...
Рецензия на фильм «Ребекка»
Ремейк первого голливудского фильм Альфреда Хичкока за авторством страшно талантливого соотечественника Бена Уитли...
Рецензия на фильм «Ведьмы»
Роберт Земекис снял ремейк одноименного фильма 1990-го года в лучших традициях современного Диснея: точно скопировав большинство деталей, но растеряв при этом свойственный оригиналу скандинавский сюрреализм...
Рецензия на фильм «Борат 2»
Спустя полтора десятка лет Саша Барон Коэн снял продолжение культовой комедии нулевых. В сиквеле он рассказывает, откуда взялся COVID-19 и почему феминизм – это хорошо...
Рецензия на фильм «Последняя капля»
София Коппола сняла бадди-муви с блистательным дуэтом Билла Мюррея и Рашиды Джонс про кризис среднего возраста и тонкости отношений отцов и дочерей...
Рецензия на фильм «Спайс бойз»
В российские кинотеатры ворвались лихие и неистовые «Спайс бойз» за авторством беларусского режиссера Владимира Зинкевича. Картина успела отметиться на отзвеневшем месяц назад ММКФ в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было». Черная комедия на стыке с жанром хоррора довольно смело и безо всяких стеснений рассказывает о вреде наркотиков...
Рецензия на фильм «Суд над чикагской семёркой»
Netflix презентовал на суд зрителя вторую режиссерскую работу Аарона Соркина, разыгранный россыпью первоклассных актеров процедурал о столкновении протестантов с полицией в Чикаго в 1968-м году...
Рецензия на фильм «Падение»
Фильм из программы несостоявшегося Каннского кинофестиваля – от лучшего дебютанта этого года Вигго Мортенсена...
Рецензия на фильм «Гипноз»
В прокат вышла новая работа Валерия Тодоровского «Гипноз». Картина успела принять участие в основном конкурсе 42-го Московского международного кинофестиваля, на котором она, увы, не смогла загипнотизировать ни жюри, ни зрителей...
Рецензия на фильм «Гнездо»
Кино про трудности переезда в Англию и одну мертвую лошадь – от канадского дарования Шона Дёркина...
Рецензия на фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»
Выдающаяся картина о двух девушках, тайно едущих на аборт в Нью-Йорк. Гран-при жюри последнего Берлинале...
// Настоящее кино