Режиссёр Малкольм и его девушка Мари возвращаются домой после премьеры фильма и ждут реакции критиков. Вечер принимает неожиданный оборот, когда между партнёрами завязывается откровенный разговор об отношениях, который становится испытанием для их любви.Позаимствованный у «500 дней лета» слоган ленты гласит, что это не история любви. Действительно, к жанру мелодрамы причислить сие творение было бы достаточно кощунственно. Сюжет вообще начинается как в одних из лучших голливудских сценариев последних лет: что-то важное уже произошло, свой фильм Малкольм (он кинорежиссер) уже снял, критики приняли на ура, праздничная вечеринка закончилась, герои прибывают домой и только в этот момент стартует первая сцена. Нам остается лишь наблюдать за непрекращающейся ссорой двух человек; объект их споров – снятая картина под названием «Имани». Малкольм – нарцисс, впервые добившийся успеха, и способный говорить только о себе. Мари – его чем-то недовольная девушка, с личной жизни которой позаимствован сюжет «Имани». Она в час ночи приготовит две порции макарон с сыром и попросит пойти спать, отложив серьезный разговор на потом, ведь утро вечера мудренее. Он уплетет обе тарелки и начнет рефлексировать.
Сэм Левинсон, как и подобает настоящему автору, пишет и снимает о том, что его в действительности заботит – то есть, в общем-то, о самом себе. Сценарий разрабатывался во время локдауна, и все действие происходит в замкнутом пространстве: герои поглощены выяснением отношений и неспособны просто убежать ни от проблем, ни друг от друга. Персонажи как будто воплощают в себе две стороны личности автора. За одну из них ответственен Джон Дэвид Вашингтон, и делает он это так, словно никто не смотрит. Перфоманс артиста невероятно яркий, он переигрывает, но делает это с таким вкусом, что весь мир может подождать. Его Малкольм ненавидит кинокритиков и готов не прекращая спорить на пресловутую тему «что хотел сказать автор». Другая сторона исполнена Зендеей, и она впервые в своей карьере выходит за рамки персонажа-подростка, изображая взрослую женщину. Она в каком-то смысле продолжает линию Рю из «Эйфории» – подросшая наркоманка в завязке, как и сам Левинсон.
Стоит признать, что за всей этой авторской кауфманоподобной рефлексией остается не так много: бытовых вопросов о том, кто должен мыть посуду, выгуливать собаку или идти в магазин здесь нет, как и нет попытки показать, почему герои, собственно, вместе, и за что они любят друг друга. Получившееся копание кинематографиста в своей голове – это в первую очередь история о любви к самому себе, а во вторую – к киноискусству. Кроме того, этому самокопанию свойственна довольно сильная затянутость, бесконечные споры вскоре утомляют, а шуток исчезающе мало.
Черно-белые тоны киноленты, дом на отшибе как место действия и джазовые мелодии на фоне, конечно, напоминают предыдущий проект Netflix, на который возложено много надежд в оскаровской гонке – «Манк» Дэвида Финчера. Обе картины посвящены процессу кинопроизводства. C этой точки зрения «Малкольм и Мари» пытается ответить на вопрос, из чего и какой ценой рождается финальный продукт. Заметим, что, как правило, соседям по жанру свойственно заигрывание с формой и раздвигание рамок: только за прошлый год в этом отметились Гаспар Ноэ с переворачивающим все визуальным рядом в «Вечном свете», Лоуренс Майкл Ливайн, экспериментирующий со структурой слоубернера в «Чёрном медведе», и тот же Финчер, навязчиво упрощающий сюжет «Манка» до уровня телеграфной азбуки. Несмотря на почти волшебную камерность пространства и красиво выкуривающую одну за другой сигарету Зендею в объективе талантливого оператора Марцеля Рева, форме «Малкольма и Мари» определенно недостает подобной изобретательности.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Манк»
Netflix презентовал на суд зрителя «Манка», новую работу Дэвида Финчера, реализация которой была давней мечтой автора и стала возможной лишь с легкой руки вездесущего стриминга. Рассказываем, как скромно вышедший на малых экранах «Манк» стал одним из самых колоссальных успехов в карьере легендарного голливудского перфекциониста...
Рецензия на фильм «Черный медведь»
Мы посмотрели фильм из программы последнего кинофестиваля «Санденс». Разбираемся, почему он отличается не только заслуживающим высшей награды перформансом Обри Плазы, и как эта оригинальная метаинтерпретация блуждания сценариста по лабиринту своего разума отсылает к Линчу с его «Малхолланд Драйв»...
// Настоящее кино