Это история предательства самым близким человеком. История друзей, которые забыли, что такое дружба. Сказание о том, кто ради спасения жизни обрек себя на смерть, и том, что возмездием за предательство становится забвение.
У Клинта Иствуда есть любопытная манера. Когда начинается съемка, он не говорит «мотор» или «Снято!». Он просто говорит «OK!». Словно бы так и должно быть. Сцена готова к съемке – ОК, сцена снята – ОК. Полное удовлетворение от работы. И фильмы у него получаются такие же непрерывные. Словно бы в самом начале режиссер махнул рукой, сказал «ОК!» и понеслась игра, потекла река истории, пошли образы, переливы, перекаты. Издалека-долга…
Были три друга. И их жизнь совсем не была похожа на сказку – после школы покидать бейсбольные мячи, да пошалить вот и вся жизнь в городке. Тут действуют свои правила, свои законы – и сын порой за отца отвечает. Но братство трех было разрушено и спустя годы судьба снова сводит их вместе и они, трое больших детей, обзаведшиеся семьями, вдруг начинают чинить ребяческую разборку, несмотря на то, что мир изменился и настоящее совсем не так относится к прошлому, как это видно сквозь детские слезы. Правда, понимание этого приходит слишком поздно.
Пожалуй, первое, что обращает на себя внимание в этой ленте – это фигура Шона Пенна. Он, скандалист и буян, как никто более сегодня, становится достойным заменителем на экране Роберта Дениро. Это редкое качество, когда на смену одной звезде приходит другая и преемственность эта принимается с удовлетворением и благодарностью. К счастью, он не заслоняет широкой спиной иных звезд, все играют равнозначно, отчего эта экранизация «Мистической реки» Дэниса Лихейна становится еще более похожей на «Однажды в Америке» сегодняшних дней. Тем более приятно, что сценаристом выступил Брайан Хельгеланд – человек, раскрывший «Секреты Лос-Анджелеса» и удостоенный за тот сценарий премии «Оскар». К счастью, «Таинственная река» отличается от его невесомых сценарных поделок вроде «Истории рыцаря» или «Убийц» - незамысловатого триллера с Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом. Когда-то приходится заниматься делом и Хельгеланд доказывает, что умеет писать вещи, достойны высших наград.
И начинается битва с тенями прошлого. И испуганные люди из маленького городка готовы порвать человека на части за одно лишь подозрение, за стечение обстоятельств. Линчевать, не взирая на прошлое. И молчание будет прервано прощением, а измена – забвением и презрением. И отворачиваться, и опускать глаза не станет тот, кто знает, как делаются дела в маленьком городке на Мистик Ривер. Из года в год. А все тайны унесет река.
// Настоящее кино