1919 год. Судьба сталкивает юного идеалиста Осю с турецко-подданным аферистом Ибрагимом Бендером. И никогда бы честный Ося не связался с таким бессовестным и хитроумным мошенником, если бы их не объединила невероятно опасная авантюра — охота за царской реликвией, драгоценным жезлом, заполучить который также не прочь местные бандиты и белые офицеры. В череде головокружительных приключений Ося вынужден учиться у Ибрагима обаятельной лести, деликатному обману, пленительному шантажу и… грубой силе.Место действия – Солнечноморск (по всем приметам, переименованная Одесса), время – 1919 год. Коммунисты распродают награбленные драгоценности аристократов, власть постоянно переходит из одних рук в другие, на улицах регулярно расстреливают шпионов. Во всей этой революционной суматохе живёт Ося – артист, у которого в голове ветер и желание найти отца. Судьба сведет его с турецкоподданным по фамилии Бендер, гоняющимся за царской реликвией. Большевики пытались вывезти ее за границу и продать иностранцам, но из-за нападения анархистов сокровище было утеряно, и лишь Бендер знает, где оно может находиться.
Сразу после передачи духа эпохи с непременными агитками и расстрелами изменников родины авторы бросают нас в котел подражания «Пиратам Карибского моря». Бендер-Безруков обманом избегает повешения, ловко обыгрывает противника в карты, сражается с захватчиками поезда аки Джек Воробей. В следующей же сцене перед зрителем предстает нелепый косплей «Острых козырьков». Видимо, чтобы разбить вдребезги надежды на серьезное кино даже у самых больших романтиков, в прихвостни вышедших из барбершопов мафиози поставлены по-одесски балакающие Гарик Харламов и Александр Цекало. Буффонада нарастает с каждой минутой, а единственными разумными персонажами оказываются главные герои. И пусть вас не смущают десятки показанных жестоких убийств в первые же десять минут хронометража. Происходящее – натуральный безбашенный балаган, здесь все очень карикатурно и ради ублажения страждущих хлеба и зрелищ.
В отличие от «Пиратов Карибского моря», где прежде всего была крепкая история, а Джек Воробей присутствовал как вишенка на торте, Бендер – чуть ли не единственный адекват в театре происходящего фарса. Он – центр всего сюжета, его двигатель. Нет никакой необходимости скатываться в пошлые сравнения Деппа с Безруковым. Оба, на самом деле, хороши: образ первого – гениален, герой второго – ближе к сердцу россиянина. Вот только стоит убрать Безрукова – и весь «Бендер: Начало» просто перестанет существовать. Сравнивать же этот фанфик с легендарными «12 стульями» – идея ещё более огульная. При всей трепетности отношения к первоисточнику и многочисленным отсылкам, здесь не наблюдается ни столь гениальных диалогов, ни пародии на реальность, ни конфликта характеров персонажей. В этом плане фильм – не попытка интерпретации действительности, а заигрывание с неким коллективным бессознательным выросших в СССР; этакий извращенный постмодерн, основанный на подзабытых бородатых анекдотах.
В итоге после полутора часов просмотра мы получаем открытый финал и приглашение прийти в кинотеатр ещё раз через месяц. Не сказать, что предложение не интригует, но и безудержного желания бежать на просмотр тоже не возникает. Новый продукт «Среды» подобен усредненному сериалу от Netflix – он бьёт метко в свою нишу, доставляет определенное удовольствие, неплохо сделан и не претендует, в общем-то, ни на что, кроме нашего времени. Стоит ли такой продукт ежемесячных посещений кинотеатра – вопрос довольно спорный. Но заметим: что для Netflix является «середнячком», для отечественной киноиндустрии уже вполне себе достижение.
// Настоящее кино