Мир будущего. После взрыва уцелел один только город самураев. В нем живут Губернатор, беспощадный диктатор, безутешный после пропажи любимой внучки, и Герой, матерый уголовник с дробовиком наперевес. Пять дней дается Герою на опасную миссию по спасению внучки Губернатора. Не уложится в срок — погибнет от надетого на него костюма, начиненного взрывчаткой.Двое мужчин за пятьдесят грабят банк: кровь рекой, невинные жертвы и разбитый автомат с жвачкой. Девушки в красном свете бегут из борделя. Весь мир — многоярусная трущоба, а люди — её узники. В воздухе разлит токсичный запах ядерных отходов. Антураж — неовестерн в японском колорите, которому не по пути ни с Куросавой, ни с Фордом, ни даже с Тарантино. Из слов — несколько реплик, половина которых на японском. Угрюмый странник в смертоносном (в первую очередь для носителя) комбинезоне должен спасти прекрасную девушку. На это у него пять дней.
«Узники» — фейерверк образов от японца Сиона Соно. Сбрендивший поэт с фильмами под стать автору. Где, что и зачем — неясно совершенно. Прослеживается лишь простая фабула, которой хватило бы на короткий метр. Соно словно говорит зрителю: если вам кажется, что вы что-то поняли — скорее всего, всё ровно наоборот. То, что сперва можно по ошибке принять за трэш, на деле оказывается абсурдисткой поэзией спятившего гения. Высокие же образы быстро обнуляются взорванной мошонкой артиста Кейджа. Если попытаться коротко определить «Узников», то выйдет что-то из серии «постапокалиптическая поэма о страннике, пропавшей девушке и империи, в сердце которой ядерный реактор». Но и это далеко не вся правда о творении поэта.
Как и то, что сам Соно себя если и считает поэтом, то разве что бывшим; стихи автор «Узников» давно писать перестал и теперь полностью отрывается на кино. За ширмой провокации и эксцентрики, за которую тут полностью отвечает Кейдж и японочки с музыкальными номерами, прячутся тонкие поэтические конструкции и чуть менее тонкие кинематографические комментарии. Например, искусственная роза на лацкане девушки и взмах самурайского меча, убивающий девушку и оживляющий розу. Девушка розу нюхает и даже что-то чувствует, но пластик, из которого сделаны лепестки не разглядит только слепой. Владельца меча, кстати, зовут Ясудзиро. Он непревзойденный воин, вынужденно работающий на злодея Губернатора — наверно, лучший поклон Одзу после посвящения Вендерса из «Неба над Берлином».
К слову, о больших режиссерах. В роли напарника Кейджа выступил Ник Кассаветес. Менее блестящий, чем отец, Кассаветис-младший все-таки снял несколько фильмов, над которыми многие из читающих, наверняка, проливали слезы. В «Узниках» он грабит банк, задорно убивает ребенка и гибнет (а потом и воскресает) в пучине токсичных отходов. К слову, узнать Кассаветиса достаточно проблематично, благодаря подведенным глазам и образу, больше подходящему Микки Рурку.
На самом низком утилитарном уровне «Узники» — это кейджсплотейшен, очередной фильм, где Николас Кейдж корчит рожи и творит ерунду. Низкий жанр, проходняк для подростков, баловство мастера между серьезными проектами. Если взглянуть чуть дальше, окажется, что мы имеем дело с фильмом о смерти духа и его возрождении. Убить-то вы нас можете, но подумайте, что будет, когда мы вернемся обратно. Соно, примерно, так и поступил, пережив перед стартом съемок сердечный приступ. Заглянул в бездну и вернулся рассказать, что он там увидел. А там, в общем-то, ничего страшного — призраки прошлого, гигантские часы и София Бутелла, которая всех нас обязательно вернет обратно.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Вуайеристы»
На Amazon Prime Video вышли «Вуайеристы», занятная попытка воскресить почивший в небытие жанр эротического триллера. Рассказываем, чем этот нелепый фильм про современных сталкеров способен возбудить, и почему от него совершенно невозможно отвести глаза...
// Настоящее кино