Стоит похвалить российских локализаторов за изобретательную адаптацию названия. Таким образом, в кино побегут сломя головы не только фанаты Камбербатча и поклонники творчества известного художника, но и немалое количество любителей кошек. В оригинале фильм именуется «электрической жизнью», что имеет гораздо больше общего с сюжетом. Ведь он совсем не про кошек, их даже в кадре едва покажут. Центр истории – лондонский аристократ с большими амбициями и не меньшими чудаковатостями. Зарабатывать же ему удается исключительно своими картинами: рисует он их быстро и очень талантливо. Ради обеспечения содержанки он устроится на постоянную работу в крупную газету. А дальше как по накатанной: потеря близких, шизофренические размышления о чудотворности электричества и невероятная продуктивность в рисовании котиков.
И хотелось бы назвать фильм алмазом, но не получится – разве что неограненным и с кучей ненужных примесей. По-видимому, сказывается неопытность режиссера Уилла Шарпа: у результата видны рожки, взращенные жадными до бокс-офиса продюсерами. Популярный актер на постерах, эффектный трейлер – это еще «цветочки». Картина всеми правдами-неправдами старается выжимать слезу у зрителя: как иначе, ведь судьба у героя трагичная. Персонажи постоянно проговаривают и объясняют многочисленные визуальные образы – вдруг кто-то не понял. Закадровый голос еще и обильно раскрывает всю экспозицию. Сюжет развивается по предсказуемой и виденной миллион раз схеме; такие приемы работают, но они уж очень приторные (как и «Зелёная книга», это такой большой привет из далекого прошлого, где трава была зеленее, а требования к кино проще). Если вы смотрели хоть один байопик, то сюжет вас никак не удивит. Чего не сказать о визуальном воплощении.
Использованные приемы в полной мере отражают, как изображение способно влиять на восприятие. «Квадратная» картинка не просто отдает ретро, она создает ощущение «подглядывания». Подглядывать нам предлагается как за героями, так и за эпохами. Камерный Лондон, людный Нью-Йорк, словно сошедшие со старых фотокарточек поляны и озера. В отдельные моменты кадр и вовсе ужимается до маленького кружочка посередине – так здесь достигается эффект погружения; пожалуй, один из самых эффектных для жанра. В моменты безумства главного героя массовка не просто носит кошачьи маски; изображение преломляется через калейдоскоп и различные цветовые фильтры. Ретро-эффекты эпохи рассвета инстаграма, акварель в стиле «Куда приводят мечты» – все это в наличии и бесконечно радует глаз.
Несмотря на не самый выдающийся результат, первый самостоятельный полный метр Уилла Шарпа можно назвать крепким началом: за на редкость уместное копирование стиля Уэса Андерсона, за безупречную работу художников, за потрясающие актерские работы, камео Тайки Вайтити и неузнаваемого Ричарда Айоуади. В «Кошачьих мирах» Шарпу, очевидно, пришлось смириться с немалым количеством продюсерского контроля. Конечно, пока сложно определить долю его личных заслуг, но авторская искринка здесь явно прослеживается. Он убедительно доказывает, что подробнейшая экранизация чьей-то жизни ни в коем случае не означает, что картине нельзя придать личного видения. За простой, но чарующей мыслью о том, что прекрасное рождается из страданий, прячется целый межстрочный мир, где электричество – метафора всеохватывающей любви, а котики символизируют нарастающее безумие.
// Настоящее кино