Конец человечества рано или поздно настанет. В фильме предвестником этого конца станет летящая на Землю комета, которую обнаружит аспирантка (Дженнифер Лоуренс) со своим научным руководителем (Леонардо ДиКаприо). Но режиссер Адам МакКей – не Роланд Эммерих, чтобы показывать разрушения во всей красе и рассуждать о ничтожности людей. Здесь природная катастрофа – лишь последняя капля в стакане с давно накипевшим. Гордыня, жадность и остальные пять смертных грехов скорее приведут к закату цивилизации, чем несчастное небесное тело. Попытки ученых предотвратить апокалипсис будут заключаться в борьбе с человеческой глупостью, которая, как поговаривал известный физик, поистине бесконечна.
Адам МакКей типично для своего творчества создает этакий «зоопарк на экране» – ситуация, в которой хорошие актеры вынуждены разыгрывать скорее комичные, нежели трагичные роли. Особого таланта от них вовсе не требуется; разве что нужно постараться выглядеть смешно. Главное, чтобы ключевой персонаж вовремя смог закричать ненормативной лексикой что есть силы, знаменуя кульминацию сцены. В «Не смотрите наверх» комедийных героев и правда много: чего стоят Рон Перлман и Тимоти Шаламе, сыгравшие, пожалуй, самые бестолковые роли в своих жизнях и призванные исключительно забавы ради.
Зрителя же, в отличие от своих героев, режиссер обвинять в невежестве не намерен. Высмеиваемое западное общество — глупое, но оплатившие подписку Netflix его представители – нет. Через бодрый монтаж и междустрочные шутки он всячески старается вести параллельный диалог со смотрящим. К сути этого разговора вопросов нет, озвученные проблемы имеют место быть и неоспоримы. А содержательность аргументов вызывает вопросы – уж слишком фильм манипулятивен и однобок. Псевдоинтеллектуальность картины вырастает из ее псевдодокументальности, примитивность мысли – из убежденности авторов в собственной правоте.
Впрочем, всерьез обвинять безобидную комедию в недостаточной глубине было бы наивно. А упрекнуть за юмор – вполне оправданно. Особенно учитывая, что МакКей – далеко не первопроходец в жанре. Президентка, ставящая свой рейтинг выше необходимости защищать планету, – тема не новая, да и на нее уже много раз высказывались соседи по цеху (причем, справлялись с этим куда лучше: Армандо Иануччи, например, умеет сделать страшнее и смешнее одновременно). Пересечь границу абсурда гораздо талантливее получилось у Тимо Вуоренсолы в «Железном небе».
«Не смотрите наверх» – кино исключительно для поклонников режиссера. Его отточенный стиль чувствуется здесь в каждом кадре. Метанарратив их, вероятно, их порадует, шутки развеселят. Почти все, за что можно было полюбить «Власть» или «Игру на понижение», здесь есть с излишком. А для остальных это окажется вторичной пустышкой в яркой обертке. И даже на звездный каст покупаться не стоит: выдающихся актерских работ здесь, к сожалению, нет.