Люсиль Болл и Дези Арназ — авторы самого популярного шоу на американском телевидении 50-х и по совместительству муж и жена. Люсиль — бывшая актриса-неудачница с пробивным характером. Дези — кубинский артист, вышвырнутый с родины коммунистами. Для зрителя их история начнется в понедельник, со старта производственный сериальной недели, когда выяснится, что на выборах в далеком 1936-м Люсиль проголосовала за коммунистов и теперь, почти двадцать лет спустя, за неё плотно взялись комитет по антиамериканской деятельности и вся национальная пресса.
Перед нами новый фильм великого американского сценариста Аарона Соркина. Как писатель Соркин покорил и телевидение («Западное крыло», «Служба новостей»), и Бродвей (адаптация «Убить пересмешника» Харпера Ли), и Голливуд (сценарный Оскар за финчеровскую «Социальную сеть»). Теперь большой драматург подался в режиссуру, и «Быть Рикардо» — его третья за четыре года работа в качестве постановщика. Сценарии, что не удивительно, Соркин для себя пишет сам, что неминуемо рождает конфликт между текстом и изображением.
Как почти всё, что делает сценарист/режиссер Соркин (или режиссер/сценарист, тут выбор на совести смотрящего), «Быть Рикардо» — блестяще написанная вещь. Диалоги, характеры, конфликты и сюжетные повороты — всё слаженным механизмом работает во славу автора. Другое дело, изображение. В своей третьей работе Соркин бесхитростен, как никогда. На уровне киноязыка — несколько немудренных флэшбеков, пара операторских финтов и заигрывания с монохромом. На Бардема приятно смотреть, он чудовищный, но так, как только он умеет. Кидман — только для любителей Кидман. А главное сокровище фильма — Дж. К. Симмонс, пара выходов которого — небывалое счастье, особенно когда он начинает пить в десять утра и обещает навалять семилетке, если узнает, что он симпатизирует коммунистам.
На уровне высказывания удивляться тоже особо нечему. Не то чтобы высказывание про сильных женщин было Соркину не органично. Это как раз его тема. Или нравоучительный месседж, который в «Быть Рикардо» прописан чуть менее широкими мазками, чем обычно. Другое дело, что выглядит он слишком дежурно. Соркин с этого всего начинал. Его режиссерский дебют про принцессу покера Молли Блум был обо всём том же, но смелее и энергичнее. И там Джессика Честейн каталась на лыжах, а это, давайте честно признаемся, сильно интереснее Николь Кидман, как бы мы её не любили.