В зарубежной периодике оригинальную «Техасскую резню бензопилой» часто характеризуют ёмким английским словом «disturbing». Подобрать более точное определение главному шедевру в фильмографии Тоуба Хупера сложно. Его беспокойный дебют действительно делал все, чтобы вывести зрителя из зоны комфорта. Это был злой, тревожный и, чего уж там, откровенно неприятный арт-фильм, который достаточно посмотреть ровно один раз, чтобы образы из него потом на всю жизнь отпечатались у тебя в подкорке.
Шершавый реализм американского захолустья, дешевая зернистая 16-милиметровая кинопленка, заплаканная актриса Мэрилин Бернс, полфильма бьющаяся в натуральной истерике — со всем этим Хуперу даже не нужно было проливать в кадре галлоны искусственной крови (ты инстинктивно отводишь глаза от экрана задолго до того, как свирепый бугай по кличке Кожаное Лицо заведет свою ревущую бензопилу). С нескончаемыми сиквелами, приквелами и ремейками, которых во франшизе наплодилось уже штук десять, дела, конечно, обстоят чуть менее прозаично. Они, как правило, плохие. В лучшем случае — плохие настолько, что даже в каком-то смысле хорошие.
Новая «Техасская резня бензопилой», на днях вышедшая на стриминговом сервисе Netflix, своих предшественников, как это нынче принято, игнорирует. По сюжету спустя пятьдесят лет после трагических событий, произошедших в оригинальном фильме, очередная группка молодежи приезжает в заброшенный техасский городок, чтобы сделать там рай для инфлюенсеров с коворкингом, арт-галереями, барбер-шопами и Старбаксом. Амбициозные планы хипстеров по традиции омрачают местные: сначала парочка копов-расистов, чуть позже безумная старушка с флагом конфедератов наперевес. Вишенкой на торте из мясного фарша предсказуемо становится Кожаное Лицо — скачущий козликом садист, который все это время прятался где-то на чердаке (и, быть может, даже голосовал за Трампа — знаем мы этих техасцев).
Главным, пожалуй, сюрпризом для фанатов серии в новой «Резне» станет возвращение Салли из первого фильма. Ее в сиквеле играет совсем другая актриса (Мэрилин Бернс, как известно, ушла из жизни в 2017 году). Камбэк героини обставлен тут с тем же запредельным уровнем пафоса, с которым Дэвид Гордон Грин воскрешал Лори Строуд для своего «Хэллоуина». Увы, появление суровой бабушки с дробовиком произойдет в картине гораздо позже, чем хотелось бы — героиня доковыляет к месту бойни лишь к третьему акту, чтобы устало пропыхтеть две с половиной фразы. Ну да ладно, и на том спасибо.
Фильм, конечно же, вообще не про Салли и даже не про то, как первая или повторная встречи с маньяком способны излечить акне, депрессию и посттравматический синдром. Новая «Техасская резня бензопилой» целиком и полностью посвящена лишь одному герою — Кожаному Лицу. Дебиловатый детина крайне лихо отрывает своим жертвам конечности, протыкает жертвам глотки осколками их собственных костей и «отменяет» два десятка тик-токеров с помощью бензопилы. Злодея, который тихо и спокойно доживал свои последние годы в заброшенном приюте, пока стадо тупых подростков в очередной раз не постучалось в его дверь, по-своему даже жалко. Он — единственный, за кого в этом глуповатом, небрежно написанном и оскорбительно нестрашном фильме переживаешь. К финалу хочется, чтобы уставшего деда в маске из человеческой кожи все уже, наконец, оставили в покое. И травмированные девочки, и мстительные бабушки, и вся эта плеяда уныло живодерствующих молодых постановщиков, которым слава гениальной ленты 1974 года уже столько лет не дает покоя.
// Настоящее кино