23 февраля только недавно официально причислили к выходным дням, и кинопрокатчики уже заранее озаботились досугом граждан, которым в праздник то ли делать нечего, то ли действительно хочется в кино. Одним из таких развлечений может послужить альманах «Папы» — проект продюсера и режиссёра, давнего соратника братьев Андреасян, Армена Ананикяна, составленный из четырёх короткометражек. Это «Один день» (режиссёр Сергей Юдаков) о братьях, решивших выплеснуть гнев на отца за его давний уход из семьи. «Доктор» (Армен Ананикян, Михаил Погосов) о враче, нелегально спасающем жизни детей. «Отпуск» (Анна Матисон) о попытке военного лётчика восстановить семейные отношения во время курортных каникул. И «Семейные узы» (Карен Оганесян) об актёре-неудачнике, восстанавливающего своё финансовое положение, сыграв фальшивого отца на свадьбе незнакомой ему бизнес-леди.
Соответственно, мы имеем четырёх актёров, сыгравших по главной роли в каждом из эпизодов. Неважно, как зовут персонажей, всё равно мы будем видеть Вадима Демчога, Дмитрия Нагиева, Сергея Безрукова и Юрия Стоянова. Актёры всенародно известны, так что, простите, но мы не будем вас путать их ролями в эпизодах и станем называть артистов своими именами.
Вот такой случай. На съёмочную площадку к известному кинорежиссёру-тирану (Демчог) приезжают его двое сыновей, которых он оставил очень давно из-за своего убеждения, что его настоящая семья, любовь и жена – это кино. Чего хотят добиться два брата (у одного из них сегодня ещё и день рождения) от своего отца, непонятно. Но как только кто-то случайно сбивает на машине актёра Михаила Галустяна, которого играет Михаил Галустян, ситуация коренным образом меняется. Братья приходят в шок, увидев циничное отношение своего отца, который извлекает режиссёрскую выгоду из «мёртвого» Галустяна, снимая с ним сцены: Миша, пьяный в баре, и Миша, спящий в застенках. И это совсем не комедия, ни чёрная, ни белая, ни комедия положений, ни комедия характеров. В «Одном дне» весь экранный «день» идёт разбирательство отца и детей, что важнее: работа или человеческая жизнь.
Или вот ещё. Дмитрий Нагиев играет детского хирурга, который проводит экспериментальные операции с использованием незарегистрированных в России препаратов. Это стоит всем его маленьким пациентам выздоровлением и спасением, но ему самому – отзывом лицензии и увольнением. Герой Нагиева сам когда-то потерял ребёнка (как это случилось – отдельный секрет, который нетрудно вычислить). Из-за этой психологической травмы они с женой расстались, но периодически созваниваются, чтобы нежно признаться друг другу в любви и закончить ласковый разговор на том, что они ещё не готовы вновь сойтись (вот даже не спрашивайте!). Когда мальчик, которому Нагиев сердечно пообещал, что тот обязательно выздоровеет, оказывается на краю смерти, доктор выбегает из своей холостяцкой пыльной комнатушки и, пренебрегая правилами и указами начальства, совершает должностное преступление.
Военный лётчик в исполнении Сергея Безрукова – какой-то сухой и неприятный тип. Его жена взяла мальчика из детдома, а он всё думает о военной карьере, долге перед Отечеством и не решается назвать приёмного ребёнка сыном (вообще, в альманахе очень много говорят о детских домах и важности профессии для мужчин). Для того чтобы сгладить напряжение в семье, он везёт всех в Сочи. Но детдомовский мальчик не хочет купаться, он мечтает увидеть живого слона, тем более что в курортный город как раз приехал цирк. Безруков решает показать себя настоящим отцом и ведёт приёмного сына за кулисы цирка, где они оба встречают не только слона, но и смертельную опасность. В этой ситуации лётчик проявляет свой военный характер и всех спасает.
Срежиссировала и написала эту историю супруга Сергея прекрасный режиссёр Анна Матисон, поэтому этот сюжет кажется центральным, но и по смыслу, и по духу, и просто самой внятной в солянке стала новелла «Семейные узы». Во-первых, её режиссёр Карен Оганесян наиболее опытен, да простят нас его соседи по альманаху. Во-вторых, тут особенно сложный конфликт среди всех рассказов «Пап». И, наконец, в-третьих, это форменный бенефис Юрия Стоянова, который за отведённое ему небольшое время показывает мастер-класс и играет диапазон от опустившегося стареющего актёра до элегантного кавалера.
Его герой — актёр, настолько серьёзно относящийся к профессии, что из-за щепетильного отношения к проблеме «зерна роли» он проваливает пробы одну за другой из года в год. В результате он соглашается на то, чтобы за гонорар побыть отцом невесты на свадьбе. Конечно, настоящему артисту негоже сидеть в углу и молчать в трубочку, и он разыгрывает настоящий спектакль. Сначала Стоянов профессионально выжимает у собравшихся слёзы своим монологом-тостом об отцовстве, затем красиво входит в доверие к отцу (Игорь Жижикин) жениха и под конец показательно разоблачает молодую жену Жижикина. И всё это происходит на теплоходе, где должна состояться свадьба, наматывающем круги по Москва-реке с открыточными видами на столицу. Кто сказал «Смерть на Ниле»?
В «Папах» нет категорий, что кто-то сыграл лучше, кто-то хуже. Здесь, скорее, игра «повезло – не повезло». Стоянову повезло с историей и сеттингом. Безрукову повезло с практикой играть мужественных героев в необычных обстоятельствах. Демчогу – с партнёрами (кстати, Владимир Верёвочкин, сыгравший строптивого сына, — настоящая удача). А вот Нагиеву патологически и катастрофически не везёт с драматическими ролями, в которых он всё хочет избавиться от комического амплуа и флёра балагура-телеведущего. Что бы он ни пытался сыграть, мимика выдаёт в нём шоумена, работающего на камеру; с этой «несудьбой» давно пора смириться. Это не вопрос таланта. Просто кому-то идут, усы, а кому-то – нет. Так и с Нагиевым: ну не идёт ему играть нормальных людей.
Весь этот пёстрый праздник 23 февраля завершается умилительными кадрами. Что может быть более сентиментальным, чем кабинет врача, увешанный рисунками спасённых им детей? Или престарелый отец, наконец-то решающий сделать-таки звонок дочери, которую он не видел и не слышал 20 лет? Или мальчик, впервые назвавший чужого дядю «папой»? Ну и как в конце без тоста? Никак, так что с праздником!