В России случилось маленькое чудо – одновременно на киноэкраны выходят два лучших детектива последнего года. Чисто английское убийство Роберта Олтмана «Госфорд Парк» и французская сатира о женской любви, которая может довести мужчину до гроба в интерпретации Франсуа Озона «8 женщин».
Сегодня мы отвлечемся от кино популярного, голливудского, тем более, что за в период Московского фестиваля отечественного зрителя ничем особенно кассовым не радовали – позволяли насладиться искусством. Сегодня мы поговорим о том самом НАСТОЯЩЕМ КИНО, ради которого и стоит ходить в кинотеатры.
Подобного противостояния качественного, не голливудского кино, ждали давно. Постановкой Олтмана весь мир уже успел насладиться, и история двойного убийства в поместье Госфорд Парк в США уже вышла на видео. Но в данном случае, лучше поздно, чем никогда. Получая приз «Берлинале» нынешнего года за вклад в киноискусство, Роберт Олтман позволил себе вольность. Во время выступления перед публикой он выразил надежду, что эта награда ему досталась, в том числе, и за «Госфорд Парк». Скромничать не приходится, этот фильм действительно заслуживает всяческих похвал, а коллекция призов и номинаций, среди которых награда Американской Киноакадемии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и «Золотой Глобус» за лучшую режиссуру – лишнее тому подтверждение.
С «8 женщинами» ситуация проще. В основу постановки легла сатирическая пьеса «8 влюбленных женщин» Робера Тома. Российский зритель хорошо знаком со стилем этого мастера интриги: «Ловушка для одинокого мужчины» и «Ищите женщину?» стали классикой отечественного кинематографа, а пьеса о влюбленных женщинах по сей день идет в Московском театре сатиры. На берлинском фестивале эта картина удостоилась приза за лучший актерский ансамбль. С мнением жюри можно было бы и не согласиться – «Госфорд Парк» ничем не хуже звездный состав там не менее значителен, но подобное решение оставим на совести жюри. Так или иначе, но собрать в одном доме восемь самых очаровательных женщин Франции – это большая заслуга Озона.
Эти два фильма, при всей их непохожести – музыкальная легкость французской сатиры и чопорность английского детектива – на самом деле, мало чем отличаются друг от друга.
Действие обеих картин происходит в середине 20-го века. «Госфорд-Парк» - это довоенная Англия, а «8 женщин» - Франция начала 50-х годов. И тем и другим имением заправляет любвеобильный мужчина средних лет, который успел натворить в жизни много разных дел, что едва не каждый посетитель его дома готов его убить. По крайней мере, практически у каждого на то есть свои причины. В интерьерах особняков причудливо переплетаются жизни героев, разворачиваются жизненные драмы и прочие разные вкусности, без которых классический детектив, созданный в духе лучших романов Агаты Кристи, не состоялся бы.
Все прочие аналогии пусть останутся сюрпризом для зрителя, ибо поговорить нынче хочется совсем не о фильмах, как таковых – они безупречны. Обратиться хочется к магии актерского ансамбля. Когда вместе собирается такое количество звезд кино и театра в одном месте, при достойном сценарии каждому есть, что играть, а потому и фильм становится переплетением линий жизни людей, которых ты, кажется, знаешь, как самого себя.
Для большого голливудского проекта подобные траты немыслимы. Если фильму грозит коммерческий успех, актеры сразу начинают набивать себе цену, капризничать, и получается, что идея собрать более трех звезд вместе может обернуться финансовым крахом для киностудии. Редкое исключение – «Одиннадцать друзей Оушена», но здесь все строилось на хороших взаимоотношениях с актерами Джорджа Клуни и Стивена Содерберга. А то, что фильм не получился, вины актеров тут нет. Для звезд забыли написать достойный сценарий, проработать каждую личность, а в итоге получился средней руки блокбастер.
Другое дело, проекты некоммерческие. Звезды средней и большой величины нередко соглашаются принять участие в подобных проектах, поскольку для них это дополнительный повод засветиться на фестивалях, показать свое благорасположение к авторскому кино. К тому же это возможность сыграть роль, а не просто показать свое лицо на экране большому зрителю, которому до глубокой актерской игры и таланта перевоплощения, нет, по большому счету, никакого дела. Но любят ли звездные актеры подобные вещи, это еще следует доказать.
Однако существуют исключительные проекты, на которые актеры соглашаются вне зависимости от предложенных гонораров. К таким фильмам относятся постановки именитых режиссеров, зарекомендовавших себя, как знатоки нетрадиционного взгляда в кино. В таких фильмах есть возможность показать себя, как хорошего актера на равных среди мастеров своего дела. В данном случае, и Олтману и Озону удалось собрать в своих фильмах именно таких звезд.
И действительно, в истории осенней охоты Олтмана сыграли сэр Майкл Гэмбон («Повар, вор, его жена и ее любовник», «Сонная лощина»), Кристин Скотт Томас («Английский пациент»), Эмили Уотсон («Рассекая волны»), Райан Филиппи («Путь оружия», «Студия 54», «Жестокие игры»), Мэгги Смит («Гарри Поттер», «Отелло» в постановке сэра Лоуренса Оливье).
Не менее звездный состав получился и у Озона: Катрин Денев («Шербурские зонтики»), Изабель Юппер («Пианистка»), Вирджини Ледуайен («Пляж»), Эмануэль Беар («Миссия: невыполнима»), Фанни Ардан («Полковник Шабер»).
Каждый из этих фильмов – торжество Настоящего кино. Такое кино завораживает, цепляет зрителя с первого же мгновения, ведет за руку по закоулкам сюжета, обманывает и развлекает. Такое кино хочется смотреть снова, потому как наслаждение созерцанием совершенством хочется растягивать, обращать к нему взоры и смаковать каждый отдельный кадр фильма, собирая в памяти изумительно красоты и многогранности мозаику. Остается только поблагодарить режиссеров за подобное наслаждение, а зрителям в обязательном порядке сходить на оба этих фильма. Недовольных не будет.
// Настоящее кино