Сразу хочется предупредить зрителя, который ждет от данной ленты откровений и возможности по-новому взглянуть на бессмертное произведение Карло Коллоди, что ничего подобного ждать не стоит. По сути, «Пиноккио» Земекиса – это адаптированная к современным CG-возможностям и переснятая практически кадр в кадр лента по мотивам одноименной диснеевской классики 1940 года. Тем интереснее будет находить различия при просмотре данной новинки, подмечая изменения нарратива по прошествии 82 лет с момента выхода оригинала.
Те, кто видели оригинальный мультфильм наверняка помнят, что он и сам по себе является достаточно вольной интерпретацией итальянской нравоучительной сказки, адаптированной под американскую ментальность. Несмотря на выхолощенную социальную сатиру первоисточника, мультфильм нес в себе мощный гуманистический посыл: быть смелым, быть добрым, быть честным – единственный путь стать из деревяшки настоящим человеком. Именно за это его полюбили многие поколения маленьких и больших зрителей.
К сожалению, от былого лампового уюта в картине Земекиса мало что осталось. То ли дело в отсутствии правильного баланса между живыми актерами и компьютерной анимацией (Земекису, увы, далеко до Джеймса Кэмерона, которому в том же «Аватаре» удалось сохранить эти выверенные пропорции), то ли в попытке соблюсти в картине требования Академии по «стандартам разнообразия» (тут же вспоминается Крестная Фея из последней «Золушки»), а может быть в столь излюбленном со времен «Шрэка» желании понравится всем категориям зрителей от мала до велика (например, довольно неуместные в контексте детской картины шутки про налоги и Криса Пайна). Новый «Пиноккио» причем так старается угодить всем (и детям, и взрослым, и будущему жюри Академии), что попросту разваливается под тяжестью взятых на себя обязательств. Но главная претензия к работе Земекиса состоит в том, что из «Пиноккио» ушла так необходимая для детских произведений магия.
Картину не спасают ни элементы мюзикла, ни милые пасхалки (вроде отсылок к «Дональду Даку», «Малифисенте» и прочим), ни дважды оскароносный Том Хэнкс. Последнего особенно жалко, в данной ленте ему отведена второстепенная роль, попросту не позволяющая раскрыться его титаническому актерскому таланту. Наоборот, попытка дать драму превращает хэнксовского Джепетто из мультяшного добродушного старичка в трагическую фигуру совсем немолодого человека с зачатками сенильной деменции. А актриса Синтия Эриво в образе Голубой Феи, напротив настолько неубедительна (и дело тут ни в коем случае не в цвете кожи), что невольно задаешься вопросом – ну, и кто же тут на самом деле деревянный?
Лучшее, как известно, враг хорошего, и после просмотра к студии «Дисней» остается главный вопрос: а стоило ли размениваться общепризнанной классикой в пользу столь очевидного эрзаца? Ведь даже самому алчному голливудскому продюсеру вряд ли придет в голову крамольная мысль переснять на современный манер «Унесенных ветром» или ту же «Касабланку». За современным прочтением истории Пиноккио достаточно обратиться к картине Матео Гарроне – несмотря на некоторую мрачность, лента оказалась честнее и к первоисточнику Коллоди, и к зрителю. А если вы соскучились просто по доброй диснеевской сказке, то будет лучше пересмотреть оригинал 1940 года.
// Настоящее кино