В центре истории — молодой русский князь Михаил и юная Тиче, чьим существом овладела ведьма-ламия. Герои являются представителями разных народов и вероисповеданий. Еще с самого юношества между Михаилом и Тиче завязываются теплые отношения, которые в будущем, после трагической разлуки, вспыхивают с новой силой любви и приводят ко множеству переломных и роковых последствий в истории Перми и всей Руси. После попытки князя Вогульского Асыки изгнать всех русских с пермских земель, повзрослевшему Михаилу предстоит противостоять не только адептам языческих богов, призракам, шаманам, но и московитам во главе с Великим князем Московским Иваном III.
«Сердце пармы» — это не первый роман Иванова, подвергшийся экранизации. Ранее на большие экраны успели выйти киноадаптации «Общага на крови», «Географ глобус пропил», «Тобол» и сериал «Пищеблок». За экранизацию романа, в честь которого в окрестностях Чердыни ежегодно проводился фестиваль «Сердце Пармы», отвечает постановщик спортивной драмы и бесспорного хита 2017 года «Движение вверх» Антон Мегердичев. Режиссер еще задолго до успеха картины про советских баскетболистов зарекомендовал себя одним из достойных кинематографов отечественных блокбастеров выходом первого российского фильма-катастрофы в далеком, и уже, казалось бы, из другого мира, 2012 году «Метро» — картины, расцелованной нашей редакцией и множеством критиков. Стоит отметить, что Мегердичев ест свой хлеб не зря, и градус доверия к режиссеру с каждым новым проектом только растет, что уже большая редкость в российской киноиндустрии.
Создатели «Сердца пармы», кажется, задрали абсолютно новую планку для российского мэйнстрима, перечеркнув все, что было вымучено отечественными киноделами ранее в жанре исторического фэнтези (привет «Волкодав»!), а результат не стыдно сравнить с отдельными эпизодами продолжающей шуметь «Игры престолов» или даже с «Властелином колец: Две крепости» Питера Джексона. Команда создателей, очевидно, вдохновляясь подходом к работе голливудских коллег, пыталась с большим уважением и трепетом передать дух древней Руси, начиная от подбора локаций невероятной красоты, способных заворожить зрителя не хуже новозеландских просторов, до в мельчайших деталях проработанных декораций и костюмов.
Монтаж, со времен «Метро», по-прежнему разумный, осмысленный и точный. Правда, кому-то может показаться местами неровным, однако если мы вспомним всеми любимого «Властелина колец», полтысячи страниц исходника, которого также невозможно было вместить в трехчасовой хронометраж, а динамика повествования с легкостью скрывала недостатки, думается, и в случае с «Сердцем пармы» можно сделать на это скидку. Тем более, что динамика в фильме, действительно, будет биться в одном ритме с вашим сердцем, не давая заскучать ни на минуту. Отдельное уважение вызывает отношение к речи в фильме — герои очень убедительно пытаются передать звучание языка пермского народа пятнадцатого века (что поначалу неподготовленного зрителя может смутить, однако на общую фабулу фильма это никак негативно не влияет).
«Сердце пармы» – это не только исторической опус о том, как одно очень могущественное княжество пытается подмять под себя больше земельных территорий, будучи одержимым идей объединения в один подчиняемый народ, но и про дом, про семью, корни и истинную Родину, которая для каждого — своя. Именно за это и борется главный герой Александра Кузнецова, наблюдать за трансформацией которого — отдельное удовольствие. Актер проходит путь от молодого, слишком мягкого душой князька до брутального и закаленного в боях князя (то ли случайно, то ли нарочно, внешне сильно напоминающего последнего царя Российской Империи), которому в конечном итоге, как и зрителю, предстоит сделать нелегкий выбор, на чьей же стороне правда, не взирая на силу?
// Настоящее кино