Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Рецензия на фильм «На западном фронте без перемен»: Злободневная антивоенная драма и претендент на «Оскар»

Германская империя, 1917 год. Преисполненные патриотизмом 19-летний Пауль Боймер и его друзья-одноклассники отправляются добровольцами на фронт, воспринимая войну как игру и не зная, что впереди их ждут только ужас и смерть. Пожалуй, не найдется человека рожденного до миллениума, который хотя бы раз не прочитал «На Западном фронте без перемен» — главной книги Эриха Мария Ремарка и, возможно, главной антивоенной драмы ХХ века. Новая экранизация – скорее, ремейк на предыдущий фильм Дэлберта Манна 1979 года, нежели киноадаптация литературного первоисточника. Но обо всём по порядку.

Эрих Мария Ремарк написал свой отчасти автобиографический роман спустя более 10 лет после окончания Первой Мировой войны, в которой принимал непосредственное участие: будучи мобилизованным в 1916 году на Западный фронт, автор прошел все ужасы окопной мясорубки того периода и знал не понаслышке про грязную изнанку солдатского быта – антисанитарию, вшей, окопных крыс и мародерство. Книга произвела настоящий фурор, немецкая общественность была разделена на два лагеря: кто-то восторгался талантом и честностью Ремарка, другие обвиняли писателя в национал-предательстве, а молодой Голливуд в 1930 году снял «по горячим следам» оскароносную ленту режиссера Льюиса Майлстоуна. Спустя год после премьеры фильма писатель обретет мировую известность и будет выдвинут на Нобелевскую премию мира, а спустя еще несколько лет, к тому времени уже эмигрировавший Ремарк, будет лишен немецкого гражданства по указке Йозефа Геббельса.

Именно поэтому, обращаясь к новой картине режиссера Эдварда Бергера, невозможно игнорировать как само литературное произведение, так и биографию его автора. В разные годы в экранизациях «На Западном фронте без перемен», несмотря на казалось бы единый первоисточник, были по своему расставлены акценты, и тем интереснее приходится наблюдать за эволюцией уровней режиссуры и запросов поколений зрителей. Немецкий режиссер Бергер, прекрасно зарекомендовавший себя в таких серьезных драматических проектах как «Патрик Мэлроуз» и «Ваша честь», столкнулся здесь с крайне тяжелой задачей сохранения антивоенной риторики литературного произведения и проработки исторической психотравмы немецкого общества. И, как истинный немец, Эдвард Бергер тут отдал предпочтение эффективности и порядку.

Режиссер старательно, со всем тевтонским педантизмом, реконструирует сюжетную канву предшественников, доводя ее до нордического совершенства: окопная грязь тут словно скрипит песком на зубах, запах пороха жжет ноздри до тошноты, а лязг траков наступающих танков противника заставляет вжиматься в землю; в редкие минуты тишины между боями на зрителя обрушивается общим планом меланхоличное величие природы, отрешенно подчеркивающее всю хрупкость человеческой жизни перед вечностью.

Безусловной режиссерской находкой было пригласить на главные роли неизвестных широкому зрителю артистов. Главный герой в исполнении Феликса Каммерера - словно сошедший со страниц книги Пауль, проходящий трансформацию из восторженного пропагандисткими речами идеалиста в отрешенную «пару сапог с винтовкой» и искалеченной душой. Единственное знакомое лицо в картине – Даниэль Брюль (со-продюсер ленты), а сыгранный им Руководитель комиссии по перемирию Маттиас Эрцбергер фигура вполне реальная, но отсутствующая у Ремарка в произведении, и его появление в ленте ничем иным как попыткой примирения режиссера с историческим прошлым объяснить нельзя. И тем не менее, Бергеру видимо не хватило в каком-то смысле творческой смелости пойти до конца, сохранив всех героев книги и их истории в своем фильме. Как и не хватило смелости следовать не только духу, но и букве первоисточника – зритель не увидит ни краткой увольнительной Пауля, где до тыла новости с фронта доносятся сухими сводками «без перемен», ни солдатских идей по прекращению войны через спарринг глав государств и генералов «раз на раз».

Но даже если отмести в сторону все недочеты, стоит всё же признать, что данная картина получилась по-настоящему тяжелой, цельной и пока что лучшей из всех экранизаций книги. Это точно не излюбленный американцами военно-патриотический мейнстрим, и не меланхоличная прогулка в духе мэндесовского «1917». Пережив войну и утратив иллюзии относительно того, что это благородное дело храбрых, Ремарк обнажил всю жестокую бессмысленность этого рукотворного ада на земле: «Это как лихорадка - никто ее не хочет, но иногда она случается». Именно поэтому такие произведения будут актуальны всегда, чтобы напоминать нам время от времени, как мало отделяет нас порой от края пропасти.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.