Действие ленты происходит в Америке в 30-е годы XX века, где трое фронтовых друзей — врач, медсестра и адвокат — становятся свидетелями убийства, а позже и главными подозреваемыми, попутно раскрывая один из самых возмутительных заговоров в американской истории. Как видно из текста выше, вся фабула фильма умещается в одно сложноподчиненное предложение. И по сути этого было бы достаточно для картины с хронометражем в 90 минут, но режиссер разворачивает перед зрителем монументальное полотно на два с четвертью часа, смотреть которое одновременно интересно и утомительно.
Дэвид Оуэн Рассел – фигура в американском кинематографе неоднозначная: он славится скверным характером и репутацией скандалиста, а на его счету есть как удачные и отмеченные наградами ленты – вспомнить те же «Боец», «Мой парень - псих» и «Афера по-американски» - так и откровенно провальные (например, та же «Джой» с Дженнифер Лоуренс). В случае с «Амстердамом» речь скорее идет о втором варианте – недаром мнения зарубежных критиков разделились на два противоположных полюса: кто-то хвалил картину за нетривиальность и безупречную визуальную эстетику, а кто-то наоборот костерил за общую сумбурность и откровенную небрежность сценария.
Да, Дэвид О. Рассел, конечно, не Уэс Андерсон, но стоит отметить присутствие в его картинах своего особого художественного стиля и неповторимой атмосферы. Для поклонников творчества режиссера есть две новости – хорошая и плохая. Хорошая заключается в безукоризненной визуальной эстетике и, пожалуй, в одном из самых сильных актерских ансамблях последних лет! Только вдумайтесь – в ленте задействованы оскораносные Реми Малек, Кристиан Бэйл и легенда кино Роберт Де Ниро; за «женскую сборную» тут выступают неподражаемая Марго Робби, мистическая Аня Тейлор-Джой, очаровательная Зои Салдана и сладкоголосая Тэйлор Свифт; ноту маскулинности привносят Джон Дэвид Вашингтон, Тимоти Олифант и Майкл Шэннон, а за юмор отвечают Крис Рок и Майкл Майерс!
Плохая новость: вся эта великая плеяда звезд не в силах поднять ленту со дна, коим является ее сценарий, написанный самолично режиссером. Картину на всём ее протяжении постоянно мотает по сторонам - от социальной сатиры к мелодраме, от детективного нуара к пародии на шпионское кино, от исторической драмы к откровенному фарсу. И не то чтобы «звездный десант» не справлялся со своими ролями – как раз наоборот! – Де Ниро, несмотря на небольшую роль, тут как всегда великолепен, Марго Робби с ее коронной харли-квинновской улыбкой всё также чертовски соблазнительна, Аня Тейлор-Джой гипнотизирует зрителя бездонным взглядом, а мастер перевоплощений Бэйл в очередной раз превосходит сам себя. Беда лишь в том, что на фоне рассказанной истории все эти актерские усилия кажутся бесполезной тратой выдающегося таланта, не более.
Подводя итог, хочется отметить, что неоднократный номинант на «Оскар» Дэвид О. Рассел, после семи лет с момента выхода последней ленты, наверняка сделает очередную попытку получить за «Амстердам» долгожданную премию Академии – хотя бы в номинации «Лучший дизайн костюмов» или «Лучшая работа художника-постановщика». И наверняка так и останется в номинантах. Ведь если брать контекст начала ХХ века и затронутую тематику Первой мировой войны, то на фоне того же «На Западном фронте без перемен» у данной картины нет ни единого шанса в других номинациях.
Рядовому неискушенному зрителю это кино тоже навряд ли понравится: уж больно фривольно автор обходится с трагической исторической вехой, а замысловатый сценарий и жонглирование жанрами многих собьет с толку. А вот истинным киноманьякам и синефилам данная лента к просмотру крайне рекомендована. Хотя бы для того, чтобы увидеть воочию, как можно снять абсолютно провальное кино даже при наличии большого бюджета и целой армии звезд крупного калибра!
// Настоящее кино