Питер (Уилл Смит) – немолодой подневольный чернокожий, который живет и трудится со своей семьей на хлопковой ферме местного плантатора. На дворе 1863 год, где-то поблизости идет Гражданская война, а Линкольн издает свою знаменитую Прокламацию об освобождении рабов. Несмотря на подневольное положение и работу на плантации, бытие семьи Питера нельзя назвать тяжелым, до тех пор, пока хозяин не решает продать его другому рабовладельцу, разлучая тем самым с семьей. Оказавшись в нечеловеческих условиях у нового владельца, Питер, пользуясь случаем, решается на побег, чтобы добраться к наступающим войскам Северян и, в конечном итоге, воссоединиться с родными.
Антуан Фукуа – режиссер боевиков «Тренировочный день», «Стрелок», «Падение Олимпа» и дилогии «Великий уравнитель» - берется за неудобную и крайне тяжелую для американского общества тему эксплуатации чернокожего населения, и делает это со свойственной ему бескомпромиссностью. Трагедия афро-американского этноса тут принимает настолько монументальный масштаб, что на ее фоне меркнет даже кровавая Гражданская война между Севером и Югом, становясь лишь бледной декорацией событий ленты. Гиперболизма здесь добавляет и необычная техника съемки: словно картина максимально истощена красками до монохроматического уровня, что усиливает гнетущее состояние. Практически черно-белая картинка тут еще имеет и символический смысл, будто усиливая контраст между белыми и темнокожими персонажами.
К слову о персонажах. Добрые три четверти фильма мы имеем дело с сурвайвал-триллером в духе «Выжившего», с той лишь разницей, что заснеженный пейзаж Монтаны сменили влажные болота Луизианы, а медведя – крокодил. Жанр диктует свои правила, поэтому в центре внимания тут противостояние характеров – непокорного беглеца Питера и жестокого охотника на рабов Джима Фассела (Бен Фостер). Стоит ли говорить, но именно Смит и Фостер тащат на себе всю ленту! Заматеревший и постаревший Уилл Смит тут играет одну из лучших своих ролей и, возможно, его ожидает еще один «Оскар» после прошлогоднего «Короля Ричарда». Бен Фостер похоже окончательно закрепил за собой амплуа подонка-харизматика - уж очень он органичен в своей экранной страсти к жестокости, а в стилистике Дикого Запада ему комфортно со времен «Поезда на Юму».
Тем не менее, несмотря на, казалось бы, актуальность поднятой проблемы, фильм был неоднозначно встречен критиками: кто-то взахлеб хвалит Фукуа за его откровенно смелое авторское высказывание о незаживающей ране афро-американского народа, кто-то напротив - ставит на вид поверхностность в контексте национальной трагедии и позорной главы истории Америки. Возможно часть критиков не оценила фокус режиссера на личностную драму в разрезе исторических событий, а кому-то был непонятен сюжетный твист в завершающем «четвертом акте», когда вырвавшийся из рук преследователей бывший раб попадает из огня да в полымя – на войну с Южанами-угнетателями.
Про американское рабство в последние годы и так уже было снято несколько знаковых оскароносных лент: от иронично-жестокого вестерна «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино, до пронзительного «12 лет рабства» Стива МакКуина. За спорами о форме подачи в истории «Освобождения» критики, кажется, упустили сам манифест автора. А именно, что Антуан Фукуа снял на удивление расистский фильм, в котором практически нет ни единого положительного белого персонажа - даже среди детей! «Северяне и Конфедераты сражаются за власть. Мы – сражаемся за свою свободу» - говорит главному герою командир «цветной роты» США, указывая на принципиальные различия в мотивах и целях рас. По Фукуа, освобожденный из рабства - еще не есть уравненный в правах. И в этом контексте «Освобождение» становится чем то большим, чем историческая драма – это уже призыв к борьбе до конца за право быть равными.
// Настоящее кино