В кассовом провале «Фабельманов», увы, нет никакого сюрприза. Вот любимый всеми Стивен Спилберг решил снять автобиографичную ленту про взросление и любовь к кино. Команда мечты из оператора Януша Камински и композитора Джона Уильямса, плюс горстка первоклассных актеров на месте. Есть ли у кого-то сомнения, что это будет очень душевно и качественно? Конечно, нет — таланты мэтров неоспоримы. Вопрос лишь в том, стоит ли неискушенным зрителям тратить на такое зрелище два с половиной часа своей жизни.
Первое, что отмечаешь при просмотре: здесь классическая, даже старомодная структура сюжета, виденная много раз. Вот мальчик Сэм, его впервые сводили в кино, а там показали, как поезд смачно врезался в автомобиль. Мальчик ошалел: впечатлился, обрадовался, испугался, все в одном. Снящиеся кошмары, необходимость рефлексии и обуздания необузданного приводят к мысли, что ему нужен свой поезд, а потом и отцовская видеокамера, чтобы снять крушение. Вот близкие этого мальчика: семейство русскоговорящих евреев и подозрительно веселый друг в исполнении Сэта Рогена. Конечно, львиная доля хронометража будет посвящена семейным конфликтам, и мальчик Сэм будет с этим как-то справляться, нередко убегая в свою монтажку позаниматься кино. Школа, буллинг, новые препятствия, первая любовь и, наконец, работа на голливудскую студию.
И все же в этой банальной и вторичной (в том числе благодаря предыдущим работам Спилберга) картине есть ценный клад, который можно и нужно выкопать. Это возможность чему-то поучиться у, чего уж там, великого человека. По правде говоря, «Фабельманы» вообще не работают при отделении «произведения» от «автора». Фильм практически невозможно смотреть, не представляя молодого режиссера вместо (потрясающего) Гэбриеля Лабелля. Способность героя справляться со сложностями – это, на первый взгляд, простой эскапизм. Но мысль здесь в том, что кино – это не побег от проблем, а «покорение волны». Эта мысль столь же революционна, сколько и наивна. Не будь фильм автобиографией, это было бы непростительно и даже возмутительно.
Примечательно: несмотря ни на что, авторам удалось не скатываться в чрезмерную сентиментальность. Даже сцена со школьниками на велосипедах (подобные мы видели, кажется, сотни раз, и далеко не только у Спилберга) здесь всего одна, и она очень короткая! Баланс эмоций-шуток-мудрости выдержан идеально: признаемся, не в каждой картине режиссера такое увидишь. И уж очень выделяются совершенно нетипичные, доходящие до коэновской абсурдности сцены некоторых диалогов. Дядю Бориса (Джадд Хирш) мы запомним надолго, а Дэвид Линч – чуть ли не главная подкупающая особенность фильма.
И вот, мы имеем безумно личную и с любовью рассказанную историю, лишенную оригинальности, где все подается «в лоб», нет места метафорам, да и вообще, выглядит как ожившая сказка про почти скучную жизнь зажиточной американской семьи. Это ценнейший материал для изучающих творчество мэтра, прекрасная возможность собрать все «Оскары» мира (мы искренне желаем успехов в этом), но, по правде говоря, едва ли must see.
// Настоящее кино