На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на фильм «Чук и Гек. Большое приключение»: Аркадий Гайдар под психотропными веществами фильм Чук и Гек. Большое приключение Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
Рецензия на фильм «Чук и Гек. Большое приключение»: Аркадий Гайдар под психотропными веществами

Рецензия на фильм «Чук и Гек. Большое приключение»: Аркадий Гайдар под психотропными веществами

автор Родион Чемонин | источник Filmz.ru | 04.01.2023

Сюжет:

«Чук и Гек» - пример того, каким должно быть новогоднее кино. Должно быть, но не стало. Пока взрослое поколение в кинотеатрах роняет ностальгические слёзы по прошлым временам, дети недоумевают: что хорошего в деревянном игрушечном паровозе и хрупкой ёлочной принцессе или что страшного может быть в бумажном письме под названием «телеграмма»? Ну сгорела и сгорела...

Напомним вкратце сюжет рассказа Аркадия Гайдара: два гиперактивных брата, Чук и Гек, живут с Мамой в самом прекрасном городе Москве, а их Папа (или просто хороший человек) работает в горах для процветания страны. Он трудится так много, что начальство не пускает его домой на Новый Год, и он приглашает семью на праздники к себе в Сибирь. Но телеграмма, предупреждающая, что папа не сможет встретить родных на вокзале, теряется по вине мальчишек, и мама с сыновьями едет через тысячи километров на поезде, не зная, что их ждёт. Точнее, их никто не ждёт. Они доезжают на попутных ямщиках до станции, по дороге встречают хороших и добрых людей, к Новому году возвращается экспедиция, все поздравляют друг друга с Новым годом. Вот и всё.

«Совершенно не кинематографическая история», - скажете вы, и правильно сделаете. Однако по этому рассказу уже был поставлен в 1953 году чудесный фильм Ивана Лукинского, практически не отличающийся от источника, но это когда было, да и хронометраж, не дотягивавший даже до часа, позволял подробно и без спешки показать нехитрые сюжетосплетения. И как это рассказать нынешнему ребёнку? Александр Котт известен как чудесный визуализатор (главный приз «Кинотавра» в 2014 году из рук Андрея Звягинцева за фильм без единого слова «Испытание») и специалист по новогодним историям (почти все «Ёлки» не обошлись без его участия) берёт все свои навыки и начинает свою историю совершенно головокружительным и волшебным способом. И это настоящая сказка!

Тут камера летает по игрушечной железной дороге, по коммунальной квартире, по вагону настоящего поезда. Мама (Юлия Снигирь) оказывается эстрадной певицей и исполняет «Трололо», оригинальное название которого («Я очень рад, ведь я наконец-то возвращаюсь домой») вполне подходит для сюжета. Милые мальчики из рекламы «киндер-сюрприза» (шутка. Мальчики никакого отношения к шоколаду не имеют. Старшего брата, Гека, играет Юрий Степанов-мл., сын актёра Юрия Степанова, а Чука - Андрей Андреев, знакомый нам по «Бате») весело дерутся из-за пустяков, как и положено детям, как и положено в рассказе Голикова Аркадия. И вот Мама, Чук и Гек уже доехали до места назначения (кадр из Уэса Андерсона: полустанок с названием «Тайга», мама, старший сын, младший сын, большой цветастый чемодан, средний цветастый чемодан, маленький цветастый чемодан), уже проехали сторожку, уже Чук спутал лошадь с медведем, уже прибыли они на пустую базу. И это только полфильма прошло. Перед авторами становится вопрос: чем занять дальнейшее время?

Сценаристы находят палочку-выручалочку в виде сторожа, которого периодически дерёт медведь. Простите, каждый думает в меру своей распущенности, но здесь имеется в виду реальный медведь, который рвёт сторожа. В книжке это всего лишь подранная шуба. У Котта и команды - это смертельная рана, и спасать вызывается Мама, которая на ночь глядя, безо всякой логики мчится навстречу мужу (Владимир Вдовиченков), в отряде которого есть врач. За ней выскакивает Чук, за ним Гек (картинка из Спайка Джонза: почти игрушечная мать скользит по игрушечной карте мимо цели, далее - полуигрушечный Чук, потом чертит путь старший брат). И тут начинается… Один проваливается под лёд, другой уходит на льдине, дети оказываются окружены стаей волков, их чуть было не съедает медведь, они повисают над страшной пропастью. Младший вообще засыпает на морозе (то есть чуть было не замерзает насмерть) и видит сказку про хозяйку Медной горы. При этом не факт, что это происходит на самом деле: нашедшиеся изумруды окрашивают кадр в характерный кислотный цвет и делают картинку как бы преломляющейся (напрашивается фраза из Мишеля Гондри: «Пусть будет, как в советских мультиках»). Получился Гайдар под запрещёнными веществами, по-другому и не скажешь! Происходит это на самом деле, или это всё кажется – не так важно, как то, что вторая половина фильма меньше всего похожа на праздничную киносказку. Это будто забытые кадры со съёмок «Выжившего», истинный кошмар перед Новым годом.

Можно ли было обойтись без этого «большого приключения»? Понятно, что фантазия сценаристов просто вынуждена была придумать расширения рассказа, но мы рассчитывали, что ими станут сюжеты из вселенной писателя (не про Мальчиша-Кибальчиша, конечно, но что-то из «Голубой чашки» или «Дальних стран»), а никак не ассоциации с «Хозяйкой Медной горы». Защищая сценаристов, стоит отметить, что семьи Бажова и Гайдара действительно связывало родство, но это не комплимент.

Ставить сегодня «Чука и Гека» так, чтобы это было интересно и взрослым, и детям, и ностальгирующим по Советскому Союзу, и отвергающим его, - дело крайне сложное, какими бы талантливыми ни были создатели картины. Основным посылом Гайдара было счастье, которое равнялось счастьем для всего социализма. Отказавшись от этой идеи, но и не решившись вывести её совсем из фильма, сценаристы назвали станцию геологов «Счастье – 1». Когда туда врывается Мама с Чуком и Геком, обнаруживается, что «счастье» мёртвое, там нет ни одного человека, кроме сторожа. Остаётся надеяться, что, сделав акцент на ответственности одного брата за другого, а сыновей - за Отца и Маму, этот лейтмотив найдёт понимание у всех поколений вне зависимости от политических или ситуативных настроений. Ведь должно быть только одно настроение – новогоднее.

теги: Российское кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Чук и Гек. Большое приключение

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.