Как же это так могло произойти?
Продюсер Вадим Верещагин ещё примерно за месяц до выхода своего нового фильма «Чебурашка» предрекал (точную цитату мы не вспомним, но смысл понятен): если его «Холоп» в свое время собрал 3 млрд рублей, то теперь его же «Чебурашка» возьмёт 4 млрд. Напомним: что это сказал продюсер самого кассового - на тот момент - российского фильма про зажравшегося мажора, отправленного на перевоспитание в «средневековую Русь-матушку».
Говоря проще, один из крупнейших отечественных продюсеров собирался воевать с самим же собой в прокате. «Ой ли…», - сказали бояре, перекрестясь. И уже за несколько недель до старта «Чебурашки» предпродажи билетов составили около 400 тысяч, к премьере 1 января эта сумма уже равнялась более 2 млн рублей, в первый уикенд «ушастый» собрал более 1 млрд, а сегодня – по предварительным данным – сумма продаж перевалила за 2 с лишним миллиардов.
Сам-то фильм подозрительно бесхитростный. Первый час это вообще слишком детская история с очень детскими и даже идиотскими шутками ниже пояса. В середине просыпаются взрослые, а к финалу уровень трогательности вообще достигает критического значения. В фильме даже имеет место одна трагедия, и это уже просто Pixar какой-то!
Жил-был себе дядя Гена (Сергей Гармаш): добрый несуетливый и во всём положительный Геннадий Петрович пенсионного возраста. Его, работника дендрария, ничего его не беспокоит, кроме состояния цветочков. Ему мешает лишь спонсор зоосада - тётя Римма с замашками Шапокляк (Елена Яковлева) и крысоподобным помощником Ларионом (Дмитрий Лысенков). Беда прилетает откуда не ждали: вместе с торнадо из апельсинов на любимый газон падает с неба ушастое существо неизвестного происхождения. Дальше Гена проходит развитие характера с известной параболой ненависти к зверушке до нежной любви, как к своему ребёнку. Он учит его говорить голосом Ольги Кузьминой, читать с помощью словаря Даля и правильно себя вести с посторонними. У садовника есть собственная драма с детьми: его дочь, замечательный кондитер Таня (Полина Максимова), уже несколько лет игнорирует отца, а внук просто кажется немым с рождения.
Здесь к сюжету уже подключается взрослая аудитория. Ведь надо понять, почему дочь не разговаривает со своим отцом, увидеть, что Римма пытается отжать бизнес у Тани (у неё шоколад получается лучше, чем у шапоклякской фабрики), и узнать, как с помощью Чебурашки пятилетний внук вдруг оправится от молчания. Темы воссоединения семьи, драма взросления, комедия воспитания (у Риммы есть дикая избалованная внучка) и всё такое, разумеется, прилагаются - весь боекомплект для семейного кино.
Ещё у «Чебурашки» есть и протестный электорат. Как обычно, ещё даже не глядя ни на сюжет, ни на заглавного героя, первыми взвыли профессиональные хейтеры: не троньте святое! Гена - не крокодил? Шапокляк отсутствует? Любимый герой преодолевает экзистенциальный кризис (есть даже монолог, смысл которого сводится к тому, что персонаж причитает: «Я не знаю, кто я. Австралийская дворняга или человек? Не хочу быть человеком, все люди злые»)? Да вы что там, с ума все посходили? И давай писать петиции…
Ведь если посмотреть на фильм внимательно, у российской национальной нерациональной ненависти есть причины. Чебурашка «неканоничен». У него есть зубы, у него мех, он ведёт себя поначалу, как вредитель и монстр, он всё ломает и крушит, мешает плантаторам собирать урожай. Вспомните недавний случай: когда поклонникам Соника не понравилось, как выглядит в трейлере их любимый синий ёжик, то студия срочно забегала в припадке и дорисовала-таки героя. Но это не про наших производителей, у них на всё есть ответ. Зверьку надо чем-то есть апельсины? Вот зубы. Его же сравнивают с игрушкой? Вот стеклянные «неживые» глаза. Есть замечания к теням и меху? Мы же не «Аватар» снимаем. В остальном же, всё красиво и по канону: пространство Гены подчёркнуто зелёное, вокруг Чебурашки все оттенки оранжевого, есть даже мотоцикл, как в мультфильме Качанова.
Кстати, об «Аватаре». Существует конспирологическая теория о переносе «Аватара» в пиратском прокате в России. Мол, сговор о показе фильма Кэмерона не раньше 12 января обусловлен тем, чтобы «Чебурашке» и ещё кому-то из отечественной киноиндустрии дать время на заработок. Мы сомневаемся в верности этой теории, невозможно заставить наших пиратов соблюдать хоть какой-то пакт. Дети всё равно пойдут на «я играю на гармошке», а бывшие пионеры добродушно засмеются, увидев инсценировку древнего анекдота про милиционера и «снимете этого с руля». Спойлер: только после этой старой шутки у Чебурашки проходит кризис идентичности и всё становится на свои места.
// Настоящее кино