1830 год, в элитной военной академии Вест-Поинт происходит чрезвычайное происшествие – при загадочных обстоятельствах погибает кадет, при этом улики указывают на признаки ритуального убийства. Для расследования этого жестокого преступления командование академии призывает из Нью-Йорка сыщика-легенду – констебля Августа Лэндора (Кристиан Бэйл). Именно его детективный гений и репутация большого профессионала должны позволить быстро и без лишнего шума раскрыть это дело. В подмастерья к сыщику набивается другой кадет академии, больше питающий тягу к поэзии и всему мистическому, чем к военной службе – Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг).
Жанр исторического детектива – благодатная почва для разного рода спекуляций, а уж когда сюжет строится вокруг реальной исторической фигуры – благодатная вдвойне! Учитывая мистический ореол вокруг личности Эдгара Аллана По, начиная с атмосферы его произведений и заканчивая обстоятельствами его смерти, у шоураннеров еще на момент старта проекта были все козыри на руках. Добавьте сюда увенчанного наградами Бэйла, призершу Каннского фестиваля Шарлотту Генсбур, обладательницу «Эмми» и «Золотых Глобусов» Джиллиан Андерсон, а также легенду кинематографа Роберта Дювалля – и джек-пот в кармане! Если бы не одно но. И имя этому «но» – Netflix.
Так уж сложилось в последние годы, и это признавали многие киноделы, что формат стриминговых платформ перетянул на себя основную массу «сюжетного» продукта, оставив широкому экрану формат исполинских киноаттракционов, в которых бюджеты на звезд и SFX были важнее сценарных перипетий. Но, увы, в конечном итоге это сыграло шутку с самими стримингами: как только именитые актеры и режиссеры обратили свой взор в их сторону, платформы начали ставить производство на поток, забывая в погоне за подписчиками про качество сценария. В данной картине основой сценария послужил одноименный роман Луиса Байарда, который достаточно вольно обошелся с армейским периодом биографии Эдгара По. Скажем честно: к жизни писателя-мистика эта история имеет примерно такое же отношение, как произведения Дэна Брауна к истории католической церкви.
Другим узким местом картины, как бы парадоксально это не звучало, является выбор режиссера-постановщика. Скотт Купер, при всём уважении, чувствует себя неуютно в рамках заданного формата, (всё-таки его стезя это крепкие двухчасовые драмы) и как только он отступает от привычного жанра на территорию ужасов (вспомнить хотя бы его «Оленьи рога») или триллера («Из пекла»), всё скатывается в невнятный сумбур. Держать внимание зрителя и накалять саспенс на протяжении двух часов – сложная задача. И следует констатировать, что с этой задачей Купер, к сожалению, не справился.
В такой ситуации остается только уповать на работу костюмеров, оператора и крепкий актерский состав. При всех недочетах и шероховатостях сценария, картинка вышла атмосферная и пропитанная любовью к деталям: тут вам и практически прямые заимствования из «Сонной Лощины» Тима Бертона, и подчеркнуто меланхоличный антураж «Из ада» Альберта Хьюза. Но тащит на себе всю картину именно актер-хамелеон Бэйл. Для него эта лента, безусловно, не главная в карьере, и он это прекрасно осознает, но тем не менее отыгрывает свою роль на совесть. Тут бы отметить Дюваля и Генсбур, но им режиссер отвел сугубо эпизодические роли, в которые невозможно уместить весь их талант. А вот неожиданным открытием тут является Гарри Меллинг: более знакомый всем по ролям в франшизе «Гарри Поттер» и успешному «Ходу королевы» этот молодой актер вжился в роль Эдгара По настолько убедительно, что нет никаких сомнений в его дальнейшем успехе.
В сухом остатке картина скорее получилась, чем не получилась. Но объективно могла бы получиться лучше. О культовом статусе тут говорить и вовсе не приходится: для поклонников готического детектива в ленте нет никаких откровений - сюжет идет по накатанной с затертыми до дыр жанровыми приемами. Фантазию на тему реального писателя, расследующего мистические события, наш зритель уже видел в ленте «Гоголь: Начало» – ощущения от просмотра возникают схожие. И пусть Скотт Купер чуть более почтительно отнесся к исторической фигуре Эдгара По, чем Джеймс Мактиг в своем «Вороне» 2012 года, всё же дотянуть до оригинальности последнего «Всевидящее око» не смогло. Родоначальник детекивного жанра Эдгар Аллан По был прежде всего мастером малой прозы, поэтому будь он сейчас с нами, скорее бы предпочел хоррор-короткометражку работе Скотта Купера.
// Настоящее кино